ObsЁrver
        Обозрение языковой реальности
   
Вячеслав Бондаренко

Два мира — одна х%&ня?

 
     

Проводить параллели в творчестве, искать похожие моменты в произведениях разных авторов - работа трудоемкая, но интересная. Потому - есть любители отделять зерна от зерен. Да что скрывать, я и сам был не прочь в детстве найти 10 отличий. А сейчас уже усидчивость не та.

Другой случай - когда сходство очевидно. Когда оно очевидно до такой степени, что хочется воскликнуть: "Да ведь это же..." (и копать не нужно: вот оно - все тута).

Знакомясь с творчеством Владимира Сорокина1, отмечают не только умение автора простым языком и достаточно скупыми средствами повергнуть читателя в шок. Далее - это оказывается своеобразной фишкой, за которой, конечно же, скрывается глубокая философия и "авторское я". Эка он лихо кромсает! - говорим мы, расплываясь в улыбке либо склонясь над унитазом. И конечно же, все понимаем, что бумага стерпит все. И никому не больно. И в общем все довольны.

Знакомясь с творчеством Dolcett-а2, отмечают не только умение автора простой тушью и достаточно скупыми средствами повергнуть зрителя в шок. Далее - это оказывается своеобразной фишкой, за которой, конечно же, скрывается глубокая философия и "авторское я". Эка он лихо кромсает! - говорим мы, расплываясь в улыбке либо склонясь над унитазом. И конечно же, все понимаем, что бумага стерпит все. И никому не больно. И в общем все довольны.

Вот, казалось бы, и всё, что есть общего у художника Долчета и писателя Сорокина. И, подобно ленте Мебиуса, это можно было бы мусолить бесконечно, переходя с одной грани творчества на другую. Однако кроме этих сходств есть просто-таки удивительные совпадения в жизни и творчестве двух авторов.

Начнем с того, что

  1. Сорокин художник тоже (одно время он даже работал художником-оформителем). В интервью В. С. сказал, что рисовать он начал раньше, чем писать3.
  2. Примерно в это же время (начало 80-х) становится известно имя Dolcett.
  3. И Сорокин, и Долчет удивлены тем, что их творчество интересно кому-то еще кроме них4. Удивительная скромность.
  4. Любовь к слабому полу отличает обоих. Вспомните, кто подвергается насилию более других (а точнее, описание насилия над кем более яркое, детальное, выразительное) в произведениях Сорокина. Разные люди, но чаще - женщины5. У Долчета же - это только женщины6.
  5. Один из постоянных элементов произведений Сорокина - еда. Вспомнить хотя бы "Роман", "Тридцатую любовь Марины", пьесы "Щи", "Пельмени", "Hochzeitsreise"; кроме того - памятна сцена поедания человечины Сталиным и Хрущевым в "Голубом сале". К слову, писатель и сам любит готовить. Что касается Долчета - подробное описание приготовления блюд из женщин (фаршировка, жарка, поедание) - собственно и составляет основную канву его историй.
  6. Миры фантазий7 Dolcett и Сорокина, на первый взгляд знакомые, привычные и даже, казалось бы, реальные (насколько вообще могут быть реальны миры искусства, искусственные миры), на второй взгляд и при дальнейшем рассмотрении оказываются незнакомыми, непривычными, и какая-то подколка, по-видимому, существует тут. То есть, будь то социалистический реализм, будь то комикс (в общем-то довольно таки выхолощенные жанры) - такие повороты не то чтоб неожиданные, не то чтоб пародия какая-то либо паразитирование на взращенной чужим потом пашне, а своего рода прием: обычные вещи начинают функционировать совершенно иначе, получают вторую жизнь (смерть) и при этом с новой силой воздействуют на эмоции. Рассказ о ученике, который из лучших побуждений хавает говно любимого учителя ("Сергей Андреевич"), история о девушке, решившей подменить опаздывающую на шоу подругу и в результате зажаренной заживо (а ведь знала на что идет!), воспринимаются с привычной легкостью в границах жанра.

Различия на этом временно заканчиваются. Понятно ведь, что, углубляясь в это дело, развивая, так сказать, мысль, можно пойти еще дальше. Вот только, спрашивается, для чего? Каковы выводы?

Как всегда - разные.

  1. Мир - это не только большая деревня, но и идеи витают в воздухе. Поэтому не удивительно, что есть люди с такой же психосоматикой, и это, честно говоря, для них сюрприз8. Однако же и сходство - вещь субъективная: одни утверждают, что хер схож с пальцем, другие отрицают это.
  2. Существует некий фанат Сорокина, который под огромным впечатлением от прочитанного сошел с ума и начал колбасить snuff-комиксы. Кстати: псевдоним "Dolcett", по словам самого Долчета, был выбран без всяких причин, разве что благодаря соответствующему итальянскому вину. Мы же предлагаем свою (параноидальную) версию случившегося: Обратившись к "Иллюстрированной энциклопедии птиц" (Ян Ганзак, издательство Артиа, Прага, 1987), мы узнали, что по-латыни "сорока" будет не иначе как Pica pica (стр. 432). На стр. 516 находим скворца-сороку (Sturnopastor Contra). Пока что ничего паранормального. Но вот рядом, на стр. 519, помещен рисовый трупиал, или боболинк, по-научному - Dolichonyx Oryrivorus! Долчет и Долич - какая хрен разница?
  3. Сорокин и Долчет - это один человек-сорокин. I-net - прекрасное место для всякого рода мистификаторов-виртуалов. И если учесть, что Долчета в глаза никто не видел (а хоть бы и видел - ничего не меняет), да и на прямой контакт он не идет, объясняя тем, что не может себе это позволить, можно решить, что перед нами ранние (хотелось бы надеяться) рисунки Владимира Георгиевича. Было бы глупо утверждать, что суть сорокинская и долчетовская - одно и тоже (так же как глупо было бы мерить хуи9 авторов), однако и не заметить очевидное - неверно.

Огромное спасибо И. Долгопятову за идею и оказанную помощь.

При подготовке материала были использованы:


1 Cов. рус. писатель, автор романов "Норма", "Сердца четырех", "Тридцатая любовь Марины", "Голубое сало", сборника "Первый субботник" и др.

2 Художник, работающий в жанре snuff-графики, автор серий рисунков "Feast Day", "The Present", "The Hunting Party", "The Mob". Известен в сети под псевдонимом Долчет. Другие данные неизвестны.

3 "В этой мастерской я оказался впервые в 1977, Булатов и Кабаков - они повлияли на меня. Я попал к Булатову, когда сам занимался графикой, но непонятным образом они стимулировали процесс писания".

4 Долчет: "Я удивлен таким вниманием к моим работам, хотя, если бы я не рисовал сам, я бы стал искать кого-нибудь, кто это делает... Они (работы) делались для собственного удовольствия или по просьбам самых близких друзей". Сорокин: "Я никогда не понимал, почему это (тексты) кому-то еще интересно... Расчет был только на круг друзей".

5 Много перечислять? Проводница, жидкая мать, старушка учительница (все - "Сердца четырех"), уборщица ("Заседание завкома")... ... ... Мужчинам при этом достается все как-то краями: зарезали, вырезали, забили.

6 Способы умерщвления при этом не только кочуют из комикса в комикс (обезглавливание, жарка на вертеле, каннибализм), но и перекликаются с убиениями из произведений Сорокина. Сравните, например, сцену мозгоё.ства из "Сердец..." и эти рисунки (ht7, ht8). Попробуйте придумать такое на здоровую голову.

7 Сорокин: "Процесс фантазирования и переживания этих фантазий для меня первичен, а литература по отношению к нему вторична. Мир фантазирования, в котором я живу до сих пор, развивается как и я, прошел со мной все периоды". Долчет: "Я рисую сцены-фантазии так давно, сколько я себя помню. Я выражаю фантазии этого рода на бумаге по одной причине - потому что могу это сделать. Это выражение моих мыслей, так же как литература - для других людей... Я не знаю, почему у меня возникают фантазии, которые возникают..."

8 "Я предполагал, что есть люди с такой же психосоматикой, но почему-то их оказалось немало. Для меня это, четно говоря, сюрприз. Сколько людей, столько и психосоматик, у каждого свои предпочтения". В. Сорокин.

9 Мерить хуи (мериться хуями) - здесь - выяснять, кто лучше.


 
30 августа 1999 года

     

Авторы

Сборники

 

Литературный портал МЕГАЛіТ © 1999-2024 Студия «Зина дизайн»