ObsЁrver
        Обозрение языковой реальности
   
Евгений Иz  <is@boobaster.com>

Львиная дуля

 
     

Попытайтесь разжать закоченевшие пальцы и другой рукой осторожно разберите многовековую дулю, усердно сложенную в кармане. Теперь внимательно посмотрите на ладонь, на различные линии и дороги, борозды и тропинки. Это и есть то, что называют словом "дИЗайн". Слово осталось, смысл его успел за все это время поменяться несколько раз. В самом деле, форма ИЗменчива и только Дао вечно, а оно есть самая настоящая естественность.

Я знаю, что со мной многие могут не согласиться, но смотрите, какая очевидная вещь - допустим, среди массы порнопродукции, которая окружает нас каждый божий день в последнее время увеличился процент популярности т.н. "приватных" или бытовых изображений. Т.е. совершенно естественным оказалось, что глянцевитые, припудренные, подкачанные силиконом в нужных местах пластичные и пластические красотки (Мисс-Дыра 97, Мисс-Пропеллер 99), лежащие-стоящие-работающие в тщательных и однообразных позах на миллиардах страниц, видеокассет или CD-ромов стали вызывать скуку у активного большинства потребителей. Дизайн ИЗменился в более демократичную сторону: мир захлестнула мутная, но здоровая волна обмена VHS-копиями, полароидными карточками и использованными по назначению трусами и презервативами - в порно стала цениться непосредственность и натуральность, чтоб было видно, что дрючатся такие же косолапые и застенчивые люди, как и большинство населения Земли. Оставим на время тантрические мотивы, дабы не давать еще одного повода нашим врагам для построения ими очередной ментальной спекуляции. Лучше обратим ненавязчиво взоры на тихий процесс мутации дизайна планетарного масштаба, так сказать, глобального Фэн-шуя.

Ведь что происходит? Начинает определенным образом цениться молодежный дизайн. Конечно, все не так просто, но отсюда, с нашей с вами точки зрения, уже неплохо видно, к чему ведет омоложение эстетики коммуникаций и торгового пространства. Можно не вспоминать в девятисотый раз последний роман В.Пелевина, а обратить свои взоры в глубь - туда, где еще живы люди, лелеющие провинциальную страсть к разного рода манифестам и вообще предреволюционным текстам. Интернет-ресурс под несколько блИЗким мне наименованием Киноизм. Там можно увидеть и посмотреть материал о новом фильме этого года - "Употребить до". Сюжет его нам сейчас, да и всегда, в общем-то не важен. Важно подчеркнуть другое. Режиссер Петр Точилин, 25-летний вундеркинд, уроженец Кишинева - представляет ИЗ себя тот самый образ нового молодого корректора дизайна. Мы все читали ОМы, ПТЮЧи и замечательные дизайнерские проспекты, привезенные с последних биеннале. Все в курсе, какой толщины должны быть вот эти полоски и каким должен быть шрифт, чтобы все было по теме и в кассу. Фильм-то у Точилина неплохой. Но он настаивает на определенных переменах: это, представьте себе, Новое Немое Кино. И далее идет блок пояснений в виде манифеста. Процитирую лишь только одно: "Н.Н.Кино - это шаг на пути превращения кино в дизайн". Понимаете в чем тут дело? Я попытаюсь пояснить свою мысль. 72 минуты этого фильма зритель наблюдает в первую очередь события (которые играют, развлекают и отражают, и наводят на), именно события, а не смысл. Информационное общество отмазывается от самого себя при помощи красивых теорий симулякров, но другого пути у него, очевидно, и не осталось.

Если пояснять еще более конкретно и задушевно, то в манифесте Сверхнового Глухого Кино содержится почти целиком болезненная "Догма" Ларса Фон Триера, только слегка кастрированная и с кляпом во рту. Это неИЗбежно наводит вас на мысль о вторичности дизайна по отношению к чему бы то ни было, но вслед за этим вам обязательно и непременно захочется найти хотя бы в данном тексте некий небольшой смысл. Вот. А это делать вовсе не обязательно. Попытайтесь со следующего абзаца не пытаться уследить за ходом авторской мысли и наличием здесь смысла. Есть все это здесь или нет - главным является только то, каким образом вы зафиксируете саму композицию этого текста (а вы наверняка ценитель прозы В.Сорокина), т.е. последовательность излагаемых информационных блоков. Лучше воспринимать все ассоциативно, по старинке.

Сам Киноизм обладает дизайном, характерным для кинотеатров соцлагерных времен, что добротно, но малооригинально, а ведь к оригинальности и стремятся те, кто задает сейчас стилистические каноны следующего века. Во всяком случае, это не то кино, апостолом которого еще в 1976 г. хотел быть Дэвид Боуи. Кстати, эстетика "скользящей" по уровню событий, а не смыслов молодой культуры весьма ясно отражена в его последних (начиная с Outside) клипах. Образчик моднейшего на данный момент стиля визуально-графической подачи - сайт Боуи (и его Боуи-нет) http://www.davidbowie.com. Живопись у него там содержится весьма залихватская. Портреты оригинальные. Что-то есть от Бэкона, определенно. А у старины Бэкона была, как все помнят, эстетика на все времена - вот уж кто крут в дИЗайне! Опять же, офорты у Боуи хороши. Удобен интерфейс и удачна палитра. Для продвинутых короче.

И вот еще что. Для сравнения возьмем сайт Нет Арт. Там уже намечен отход от прижившейся, пригревшейся на груди похотливого среднего класса эстетики неприлизанного порно. Экспонируются оригинальные, но выполненные в духе поп-трэша работы, скорее больше подпадающие под определение веб-брелоков, нежели какого-либо медиа-арта. Впрочем, там можно найти ответ, каким же образом современная сетевая литература связана с основополагающим понятием мейл-арта. Ибо письмо как-то пишется, а стало быть - оформляется. Есть дизайн тела, от которого пока еще не отошли далеко. Может быть, в будущем пласт-хирургия и будет жонглировать нашими хромосомами, но пока мы обречены смотреть на то, как тысячи творцов стремятся попасть "в топ", пропуская через собственную мясорубку пережеванные предшественниками идеи. И это вовсе не плохо. Это совершенно хорошо и главное - достаточно. Советские люди не могли понять, что все вокруг - только игра. К этому пониманию по-своему, по-идиотски гениально пришли их пучеглазые дети - нынешняя прогрессивная молодежь СНГ.

Что же касается моей статьи, то это - груз. А вот последний фильм Дэвида Кроненберга, нашумевшая "eXistenZ", по сравнению с моим ИЗложением мыслей - просто конфета. Мрачная, знакомая и дешевая конфета в дорогой эстетской обертке. Все привыкли к высоколобой эстетике Кроненберга, набравшей неслыханные обороты после "Naked lunch" и более-менее удержавшей свой престиж вплоть до ленты "Crush". Однако, эксплуатация своей трактовки мира, описанного Барроузом, не могла длиться вечно - это справедливо отмечал еще сам А.Баширов в пьяной беседе 56 января на кухне, в саду. ЭкЗистенЦия Кроненберга жалка и ничтожна, что не умаляет ее маленьких достоинств - фирменный цвет, скорость наплывов камеры, работа с бедными и несчастными актерами. Но в целом, друзья мои, это провал. Выжил старик из ума. Лучше тупейшую "Матрицу" вторично посмотреть. Подчеркну, что в фильме Кроненберга, - и это очень важно! - есть любопытные мысли и неповторимая болезненно-бредовая атмосфера, но: 1) эти мысли изложены в лоб и банально, да так, что у некоторых фэнов Боуи может возникнуть устойчивая идиосинкразия; 2)атмосфера режиссера уже в который раз предстает назойливой и упрямой самоцелью, что вообще отвратительно для трансперсонально ориентированного сознания. Вот вам и дизайн среды, вот и эстетика, вот тебе, бабуля, и юрьев день. Старо, как маразм. Такая эстетика куда более приличнее смотрелась бы на каком-нибудь сайте типа $www.nettally.com, где мирно и тихо рассказывается о великом джазовом гении - М. Дэвисе. Там его снимки разных лет и гипертекст, из которого следует, что с эстетикой у человека все было в порядке, только запакована она была в нем очень глубоко, и он мог ее приоткрывать другим только, когда играл на своем любимом инструменте.

Это не очень хорошо, но все же продемонстрировано на сборнике дэвисовских ремиксов "Panthalassa", ИЗданных в этом году корпорацией sony. В данной музыкальной подборке адекватно переданное настроение разворачивается в ущерб повествовательности, а уж о какой-либо новой эстетике нет и речи. Не тот продукт - проходной сборник из пяти ремиксов.

Несколько круче альбом Стинга "Brand new day". Столько приглашенного народу, который упомянут на обложке, может быть только в преддверии миллениума, ураниума или делириума. Но альбом, как и всегда у Стинга, хороший. Приятный и без бузы.

БГ, которого любит всякий истинно русский человек, выпущен фирмой Мелодия в виде лазерного диска "БГ поет песни Карузо". Серьезно. Ищите раритет.

Все это должно помочь вам окончательно запутаться в хаосе дизайнерских эстетик и этик.

Что сейчас модно? Куда идти? Стоит ли ИЗбавляться от комплексов и представлений? Об этом спросите свою малолетнюю соседку-школьницу по площадке, она наверняка что-то знает. Но самое главное - не переусердствуйте. Да-да, именно так.

Сейчас я постараюсь пояснить собственную мысль...


 
28 декабря 1999 года

     

Авторы

Сборники

 

Литературный портал МЕГАЛіТ © 1999-2024 Студия «Зина дизайн»