ObsЁrver
        Обозрение языковой реальности
   
Евгений Иz  <is@boobaster.com>

Кладбища слов

 
     

Я слышал такую рекламу одной газеты-таблоида: "Если я хочу отгадать один несложный кроссворд, я покупаю газету "Межзажопский курьер!"

Хочется с оглушительным сопением плясать необузданный и забытый языческий танец протеста на могилах павших во имя Великого Полиграфического переворота. Хочется, любя всех жителей стремной планетки, наглядно изобразить на Центральной площади генеральное спаривание обезумевших приматов - венца творческого кризиса верховных сил, ответственных за Нейронный прогресс.

Нынешний человек пристращен к кроссвордному подходу на уровне образно-направленного мышления. ОДИН НЕСЛОЖНЫЙ КРОССВОРД и дело в шляпе. В лучшем случае появляется огромное число банально эрудированных лиц. В основном же человек, изначально наделенный от природы безграничной свободой и огромными возможностями, теперь в ментальном плане стал рабом своей собственной тюрьмы. Это та самая схема, которая привлекает к кроссвордной деятельности миллионы едниц Личного Состава государства. С одной стороны - налицо достаточно интеллектуальный вид деятельности, связь с энциклопедическими, эмпирическими и эвристическими познаниями. С другой стороны - реальная возможность не парить мозги лентами Мебиуса, а просто дать внутреннему клапану выпустить пар, заполнить свой собственный вакуум.

Набоков в свои времена все жалел, что английское слово "кроссворд" не было адекватно переведено на наш язык и предлагал от себя лично "крестословицу", в принципе, не худший вариант. Но дело от этого нисколько не меняется. Как бы случайно упомянув тут о группе "АукцЫон", я бы отметил, что каждый из любителей кроссвордов "ставит крест" на слове как таковом. Толку, что кто-то знает, что вот здесь по вертикали надо вставить Антильские острова - все равно он там никогда не был и вряд ли когда будет. Пустота, скрывающаяся за милосердным общечеловеческим абсурдом. От удачно разгаданного кроссворда не зависит чья-либо жизнь, но это разгадывание иллюзорно становится серьезной подпиткой человеку. Человек оказывается способен в нынешнем обществе испытывать к себе приятный суррогат гордости, и это несмотря на то, что тут же происходит полное непреднамеренное убийство творческого аспекта слова. Слова, первоначально предназначавшегося для называния имен всех вещей. От скрещивания размерно подогнанных названий вещей не рождается ни нового языка, ни текстовых мутантов. Только самые отсталые и безнадежные концептуалисты-зубры еще способны увидеть в этом жанре самостоятельный лексический объект. Лингвисты и филологи конечно же отмахнутся своими мозолистыми кортовыми ракетками, ибо это не тема для серьезного пинг-понга.

Так что же - все плохо? Все отвратительно? Нет. Никого еще проблемы кроссвордизации населения не доводили до прединсультной диспепсии. Всем нет до этого никакого дела. Мирно ставим на слове крест. Вписываем в анкету то, чего от нас ждут и требуют такие же люди, как мы, только с той разницей, что они считают себя несоизмеримо умнее. До такой степени, что сочиняют кроссворды, никогда их не отгадывая. Есть специальная порода составителей кроссвордов. Далеко не авестийской школы. Никакого стиля. Пошлый юморок. А есть и участники Полиграфической Сделки, которые точно такие же, как и мы все, только им от этого несколько лучше живется (если они не дураки и понимают, куда попали).

Короче говоря, все отлично и замечательно ясно. С убийством творческого слова, с его профаническим распятием высвобождается некоторое количество социально-психопатической энергии, которая вполне заполняет пустое (свято) место в замороженном и засоряющемся языке. Массовая кроссвордизация вскоре принесет свои первые плоды: произойдет совершенно четкое разделение человечества на матричных схематоидов, удобных в быту и спокойных на работе, и активных неучастников, занимающихся в течение интересной жизни-приключения скромными делами Вечности.

Когда вы однажды на рассвете, прорвав на груди у супруги еще влажную от страстной возни ночную сорочку, перешагнете через ложе, пройдете к своей конторке, бледными пальцами схватите перо и станете заполнять на электронной планшетке совершенно чужой и вам непонятный кроссворд, знайте - вы освободили нам еще одно место в специальном родоязыковом эгрегоре, который правильнее было бы называть Пространством Истинно Мотивированной Речи.
 

Примечание:
имя бога, по диагонали, 432 буквы.


 
4 января 2000 года

     

Авторы

Сборники

 

Литературный портал МЕГАЛіТ © 1999-2024 Студия «Зина дизайн»