ObsЁrver
        Обозрение языковой реальности
   
Евгений Иz  <is@boobaster.com>

700

 
     

Я давно уже нахожусь под впечатлением разной хорошей музыки. Я так много почувствовал в альбоме "The box" группы Orbital. Я с большим внутренним резонансом слушаю группу Shpongle и их альбом "Are you shpongled?". И еще много много всего. Но сейчас я хотел бы сказать о последнем произведении группы Аквариум и БГ - альбоме под названием "Пси".

Многие знакомые мне образованные, цивилизованные и прогрессивные люди при малейшем упоминании звукосочетания "БГ" недовольно морщатся или иным образом выказывают свое отношение к творчеству этого человека по типу: да, фигура уважаемая и известная, но это рутина, сплошные хиппистские перепевы и полный официоз. Такие заявления, пусть даже и в форме лицевого смарщивания или едких фраз всегда вызывали во мне глубокое недоумение. Я начинал думать - неужели все вокруг меня настолько осведомленные о природе бытия люди, что тексты песен Аквариума и БГ кажутся им тривиальщиной и я один, как последний идиот все нахожу и нахожу там каждый раз что-то новое и доставляющее радость постижения? Однако, стоило мне только ознакомиться с набором остальных пристрастий этих моих знакомых хотя бы в музыке, и я начинал думать, что я не просто непроходимый идиот, но совершенно не схватившийся за реальную жизнь человек. Все же БГ продолжает выпускать альбомы своих песен, да и в жизни мне посчастливилось встретить немало людей думающих, открытых и непредвзятых, которые находили в этой музыке и словах то же, что и я. Оставалось немного загадочным, почему, к примеру, нигде в СМИ я не встречал более или менее разумных рецензий или исследований по поводу творчества БГ. "Гиперборея", переворачивающая определенные пласты в сознании, везде проходила как всего лишь очередной альбом одиозного Гребенщикова. То же и с другими альбомами. Признаюсь, порой ко мне закрадывалась мысль, а не заполнен ли этот мир на девяносто процентов клиническими даунами и мрачными шизофрениками? Но я успешно гнал эту мысль, поскольку иногда поутру встречал на улице множество таких прекрасных лиц у обычных, казалось бы, людей, что представлялось совершенно невероятным то, что этот мир был создан для некого душевного ступора и ментальной анемии. Эти мотивы я, кстати, очень часто встречал и у БГ. И я думал: слава Богу, что все произошло так, как произошло. Ведь сейчас можно навеки занырнуть в омут рациональной деконструкции чего угодно или по самое некуда залезть в тяжкую необходимость бизнеса. Сейчас нет Мейстера Экхарта, нет Елены Петровны Блаватской, даже Николая Бердяева нет. Остались только их "альбомы", но это не в живом звуке, не live. А БГ всегда был интересен тем, что это свой т.е. человек блИЗкий по духу, который не молчит, и по новым песням которого как по маяку можно особым образом ориентироваться. Ведь ИЗвестно, сколько ему лет и какой путь он прошел с этой музыкой. Это трюк со временем и соотнесением. И мало кто оказался способен так точно и без излишней злобы описать тот бардак, в который у нас на глазах превратился совок. И мало кто постоянно имел при этом ввиду, что мы все тут как на ладони, что ни на секунду Бог никуда не отлучался т.к. у него, видимо, нет другой нужды.

album

ПСИ - это обозначение души. Это греческая буква, которая совершенно нормально существовала в прежней, истинной кириллице, вернуться к которой сегодня представляется маловозможным, в смысле единодушно и позитивно. Эта буква в нашей старой азбуке обозначала еще и число 700, наряду с буквой "Ш" (шта), с которой они писались схоже - такой трезуб, троичность, триединство. Отец, Сын и Дух Святой внутри нас. Но, поскольку считается, что это все - лирика, не стану заострять внимания на подобных моментах.

Новый альбом привнес в мою жизнь немало высококачественной радости. Не только потому, что я давно хотел его послушать или потому, что его появление у меня явилось особой формой изящной синхронизации, которые настолько вдохновенно описывает В.Пелевин. Порадовало, конечно, что Борис Борисыч, как всегда умеет тонко попадать в такт ходу событий, как и подобает истинному мистику. Но радость доставило еще и содержание. Не могу сказать, что я слепо обожаю все творчество Аквариума. Например, сборник "Кунсткамера" и альбом "25" меня не сильно восхитили. Так что я все-таки имею небольшой шанс на внутреннюю трезвость.

concrete

"Пси" не похож на "Гиперборею" и "Лилит", но связан с ними глубокой нелинейной связью. Чем-то он напомнил мне превосходную пластинку "Радио Африка" - кажущийся стилистический эклектизм на самом деле оборачивается яркой и щедрой ярмаркой. Это стили, в которых БГ удобно выражаться и их не так уж много. Эклектика - участь скорее начинающих и графоманствующих, а "Пси" - дело рук зрелых людей. Это видно по удивительно точной связи текста и музыки. Так происходит только, когда ведешь себя раскованно и естественно, ну как в роддоме примерно или на дикой природе.

Обложка у БГ всегда несет часть послания, это известный факт. На этот раз - зеленый водоворот и красная литера ПСИ. Аквариум представлен БГ (над его портретом находится иероглиф "металл"), клавишником Б.Рубекиным и дедом Василием-Сакмаровым, устойчивым участником коллектива. Среди приглашенных есть Рэй Купер (по-моему уже не впервые), А.Титов (Тит тоже особая кармическая фигура), Кейт Сент Джон (знакомое имя) и Индеец (который, если не ошибаюсь, выпускал хорошую музыку для детей). Альбом записывался в Дельте гнезда, на Мелодии и в Церкви. Приятно, что "отдельное спасибо" сказано, помимо господ Стюарта и Штырлина еще и Богу. Что значит - не у всех еще амнезия на Земле. Альбом издан, как указано на обложке "на благо всем живым существам", и это во многом является ключевым и определяющим. Издано все это на новом лейбле Real rec.

темы

  1. Имя моей тоски. Сказался опыт работы с Deadушками - это ощущается во вступлении. Есть что-то от атмосферы превосходной старой песни "Ты нужна мне". Это и есть здоровый современный мистицизм, о котором я писал вначале. Вещь по ту сторону пафоса и иронии. Это вне всяких сомнений - продукт реального опыта.
  2. Луна, успокой меня. Продолжение первой темы. Фраза: "Те, кто знают, о чем я - те навсегда одни" лично меня наполнила счастьем и спокойствием. Есть отсыл к Моррисону - "забытый связной в доме чужой любви". Дальше таких неожиданных и метких образов только прибавляется. Весь альбом демонстрирует, что БГ и Аквариум занимаются не старением, а какими-то крайне интересными формами становления. Без чрезмерного шифрования или ложной задушевности. Это и требовалось после некоторых интонаций в "Лилит".
  3. Сварог. Имя древнего языческого манифестанта. На альбоме это - новый удивительный шаг в пространство, разработанное еще в "Бардо" (Русско-абиссинский оркестр). Такие моменты у БГ похожи на исполнение определенного обета.
  4. Телохранитель. В интро есть флейты, вызывающие в памяти альбом "Задушевные песни" (квартет А.Карениной). Саунд перекликается с рядом вещей из "Лилит". В построении текста я нашел что-то от атмосферы альбома "Библиотека Вавилона". Слушается свежо и светло. Как в теле, так и вне его.
  5. Пока несут сакэ. Знаменитый ретрооркестровый звук БГ, знакомый еще по "Радио Африке" и "Черной розе - эмблеме...". "Мы уже победили, просто это еще не так заметно" - то, что я называю счастливым послевоенным временем. Повергает в изумление "Басе с плакатом - Хочу быть как Цой!". В такие моменты понимаешь, насколько мила оказывается эпоха, прозванная всяческими аналитиками "постмодерном". Улитка на склоне Фудзи, вся жизнь впереди - так еще по семьсот!
  6. Сын плотника. Это блюз. Это спиричуэлз. "Логин - Сын плотника, пароль - Начало начал". Выход на терминал. Такие вещи оживляют, если понимаешь, в чем дело. Kate St John издает сверхлаконичное высказывание на саксофоне.
  7. Стоп машина. Замечательно известная форма даба. Присутствуют интонации песни "Дарья" (Лилит). "Но, если я тот, про кого был написан мой паспорт, скажи мне, зачем я танцую на самом краю в этом вышитом нижнем белье". Такая образность при таком размере у нас была только у Майка и Бориса. Редкое сочетание ностальгии и оптимизма. Знакомый по "Электрошоку" крик: стоп! А еще Delete! Delete! Delete! БГ демонстрирует, что он может хорошо петь, в пику ревностным ценителям Карузо и Лоретти. Короче говоря, остановим дурную машину, в которой все еще дергаются несчастные зомби в правительственных костюмах и серьезных лицах.
  8. Маша и медведь. Среди прочих ассоциаций вспоминается народная сказка, и в ней намек. "Главное - это взлететь". Это трогательная песня о Великом Переходе. Есть такие строки: "Напомни мне, если я пел об этом раньше, я все равно не помню ни слова, я спою об этом снова, я не помню ничего другого". Это к тому, что многие считают, что БГ превратился в памятник самому себе и стал самоповтором. По-моему, очевидно, что пытаясь передать свой внутренний опыт при помощи слов, все время говоришь словно бы одно и то же, только с каждым разом пытаешься при помощи этих слов построить зеркальную систему чуть более прозрачную, с более тонкими гранями намеков. А то, о чем говоришь - всегда одно. Иначе начинают лезть всякие тазики, зайки и "ой, Люся, ой, ништяк!".
  9. Цветы Йошивары. Разумное завершение посредством исповеди. Это о том, как бывает нелегко облечь свет истины в оправу слов. И, когда становится известным имя тоски и ты получаешь над ней власть, когда знаешь, что с одной из лунных фаз придет успокоение, когда победа пройдена, словно пустыня и в машине убраны ненужные файлы, когда открывается другой, лучший вид на Город, тогда, спотыкаясь о свою тень, ты уже не материшься с досады, как бывало раньше, а просто смеешся, вспомнив, что еще осталась такая замечательная возможность - запнуться на пути.

final

7000 вольт - товарищь, не тронь проводов... А, коли уж тронешь - век будешь висеть в сети, проходя сознательные катабазисы, епифании, таутомахии и другие виды подъема. И, может быть, это совсем не плохо и даже кому-нибудь нужно, необходимо. И, возможно, это не так уж загадочно и непонятно. Ведь на русском же языке поется. И вообще, как говаривали многие святые люди: Йа-а-а-а-а-а-ах-х-х-ху-у-у-у-у!!!


 
25 января 2000 года

     

Авторы

Сборники

 

Литературный портал МЕГАЛіТ © 1999-2024 Студия «Зина дизайн»