ObsЁrver
        Обозрение языковой реальности
   
Лев Пирогов  <levpir@mail.ru>

Не трожь премию!

Ихние разинули пасть на Наше

 
     

Слава Курицын первым честно объявил о намерении еще раз покуситься на Малый Букер. Типа Пелевину ж дали, а Слава, если по уму, не меньше Пелевина для слов сделал. Особенно на Сети.

Слава сделал для слов ObsErver. Правда, он этого не знает и рассчитывает взять Букера за Курицын-Weekly.

Ну и ладно. Что представлял собой литературный ру-нет до появления Славы? С одной стороны — рассадник занудства типа Лед с Лебедями или Лито, с другой — прикольная отвязанность типа фак-ру или Попова с Белобровым — талантливо, но не эффективно. Слава же скрестил коня и лань в пробирке мейнстрима. Получилась неплохая овечка.

Наиболее продвинутые лит-граждане, перезнакомившись в курбуковской гостевой, забеременели ОбсЕрвером в его нынешнем виде. (Нисколько не принижаю заслуг Ромыча «Вечный Кайф» и огнедышащего Евгения Из. Они знают).

Впрочем, про нас как-нибудь потом, а сейчас вот про что. Чтобы идея носилась в воздухе, кто-нибудь ее должен выперднуть.

Еще одним претендентом на Малый Букер назвался Борис Акунин. Забыл сказать, что давать будут за «литературные проекты», то есть Бакунин в разрезе премии есть индивидуальный проект Гриогрия Чхартишвили. Направленный на то же самое: отыскание золотой середины между литературным занудством и актуальной попсовостью.

«Попыткой заполнения некоторой лакуны в русской литературной традиции», — скромно обзывает свой проект Чхартишвили, отвечая на вопросы Рубинштейна в «Итогах». Дальше сказал о том, что есть литература «высокая» и «низкая», но нету «мейнстримовской».

Странный человек: Букера ему подавай, а литературы мейнстримовской так и нету.

Вы поняли? Рубинштейн и Чхартишвили, переходя нам дорогу, делают упор на намерение, типа «они старались». А Славентий разве старался? Наоборот, с сентября до Ошибки-двести на выборах зависал. Потом на пляж уехал. А сайт живет.

Сайт подарил миру публициста Сержика, эссеиста Чувмила, аналитического обозревателя Чита, подарил (а потом забрал) чистого гения Ананимы и его достойного преемника — универсального гения Нескажуя и вот-вот, может, подарит Шляпу, если наука ее отпустит, если Нескажуй позовет. Все они, повторяю, top one, и все реально влияют на ситуацию. Знамя Курбука задрано так высоко, что шкрябает пятки Бога, потому что, — открою страшную тайну, — даже меня Курицын-бук подарил миру.

Это результат, за который ДАВАТЬ НАДО.

Что же касается бакунинского «проекта», то «ирония плюс занимательность» всегда была и всегда останется декларацией о намерениях. Идея «смешения пластов» вроде зубного камня. Надоела. Ну был такой Умберто Эко. Книжки три написал. И что — перевернул мозги массам?

Опять же Пелевин. Изменил вкусы? Читательской аристократии — да. А народу он все равно что Фауст Гете. Представьте себе толстую Тетю с сумками в метро с «Чапаевым» на руках. Представили? Теперь ее же с Бакуниным. Не правда ли, и то и другое позиционирует ее почти одинаково? Как мутанта своей среды.

А мутанты это херово. И мечты про то, как народ «…не Кивинова глупого — Бакунина с Пелевиным с базара понесет» заслужили покой. Была б на то Господня воля — понес бы уже.

Почему Бакунина не схавают массы? А потому что вот здесь написано почему. Потому что схавают Маринину, схавают Кивинова и схавают Доценку. На худой конец какого-нибудь Пупкина схавают, издания Алма-Ата 76-го года. Я знаю, что говорю. У меня было две тещи, и обе — завзятые читательницы детективов.

То есть — требуя себе нашу премию, Рубинштейн с Чхартишвили подсовывают под нее старую как мир просветительскую идейку. Просветители же, известно, все утописты. Идеологи будущего, которого нет и не будет. Поэтому награждать их — это все равно что коммунизм строить.

И даже хуже.

Потому что ObsErver денежек своих отдавать не намерен.

Будет Гражданская война, я предупреждаю!


 
1 февраля 2000 года

     

Авторы

Сборники

 

Литературный портал МЕГАЛіТ © 1999-2024 Студия «Зина дизайн»