ObsЁrver
        Обозрение языковой реальности
   
Евгений Иz  <is@boobaster.com>

А ШТАМПАХ

а приидите Вы нА

 
     

Всем стильным очечественным рекламщикам и пиарщикам хорошо знакома книжка Аластера Кромптона в супермягкой обложке (она просто течет по рукам на брюки) под названием «Мастерская рекламного секса» /издательский дом «Довгань» выпек ее перевод в 1998 году/. Протолкну свой комок пиетета поглубже в горло и позволю себе процитировать небольшой кусок оттуда: «Утверждается, как вы понимаете, что из-за частого употребления некоторые слова стали штампами и поэтому девальвировались. Хотя и справедливо, что эти слова являются штампами, они по-прежнему сохраняют свою ценность, ЧТО НЕ ПРЕКРАЩАЕТ ПОДТВЕРЖДАТЬСЯ ТОРГОВОЙ ВЫРУЧКОЙ. Почему они сохраняют свою силу, я не знаю, так же как не знаю, почему люди продолжают читать газеты, которые печатают один и тот же цикл материалов из года в год. Но я уверен — и вам лучше тоже в это верить — что они действуют».

Большой привет Толстым Акуниным Курам. Старик Раджниш, который, кажется, написал обо всем, двигал интересную телегу по поводу реинкарнации. Он рассказывал, что души вообще бывают трех видов: низшие, средние и высшие. У первых и последних есть определенные проблемы с подбором матки для воплощения, у средних же — никаких проблем, едва средняя стандартная душа потеряет тело, как тут же автоматом попадает в среднюю стандартную матку. Средних всегда больше и это, несомненно, одна из основ биологического равновесия. Отсюда и все приколы относительно штампов мышления, выражения, восприятия и действия.

Газеты и телевидение для среднего легиона — единственный помимо соседских сплетен способ ощущать биение пульса собственной жизни. Это, мягко выражаясь, самоебущаяся объективация рефлекторных духов. Главным же звеном феномена штампов является их непосредственная связь с торговой выручкой и жужжанием кассового аппарата. Штамп, факсимильная печать являются лучшим примером авторитетного свидетельства о неподдельности и законности. По сути дела, в нормальном, благоухающем кожаными креслами бюрократическом обществе любая печать неизмеримо выше и авторитетнее какой бы то ни было подписи. Это круче всякого тату и брендинга. Штампометр Делицына был интересной, но слишком необычной для масс вещью. И он как-то выпал.

Штамповка — штука характерная для индустриального сознания. В информационно замороченном обществе более актуален термин Матрица. Все видели одноименный фильм? «Матрица» — это штамп. Ярче других по этому вопросу высказался Брюс Стерлинг в знаменитом шикарном романе «Схизматрица». Для наиболее легковозбудимых правоверных существуют расклады Роберта А. Уилсона о «космических триггерах» и «квантовых психотиках». Только что на улице прошла серьезная гроза. Это штамп? Да, но — какой! Видели бы вы эти сломленные ветки в бурых пузырящихся лужах.

Хороший пример штампомании — киноиндустрия. Десятая муза вообще, как видно, склонна к стандартному чековому шелесту. Есть в кино, конечно, нетривиальные ленты (не липкие и не изоляционные), но речь зашла почему-то не о них. Вы видели фильм «Дракула-2000»? Что мне понравилось — так это гениальная игра живых пиявок, выглядевших натуральнее и естественнее всех прочих живых существ в постановке. Сам Дракула снят вчистую с имиджа Трента Резнора («Найн Инч Нэйлз»). Выясняется, что Пахан-вампир недолюбливает серебряные пули и серебро в частности оттого, что он — Иуда Искариот, продавший Учителя за тридцать серебрянников. После сдачи Гуру, Иуда попытался раскаяться и повесился за шею на осине, но веревка лопнула. Именно поэтому он стал бессмертным, именно поэтому он стал сосать, именно поэтому, в бога душу мать, он не слишком западал по серебру. Именно поэтому режиссера и сценариста фильма надо было прилюдно покрыть штампами с изображением символики «Оскаров», «Грэмми», «Томми» и кого там еще все обожают. Это бы, как выразился вышеупомянутый жидкий Аластер, «действовало бы».

Что я хочу сказать? Хочу сказать две вещи: первую и еще одну. Первая: была такая актриса Доронина — вот это не штамп. Второе: был такой фильм «Жидкое небо» — это тоже не штамп.

Напоследок я наивно и изо всех сил воздержусь от банального вопроса: почему же, моб вашу ять, вокруг столько мудаковатых кретинов, словно вчера сошедших с конвейера прямо в придурочную передачу «Шелофек и Загон»?.

Родиться здесь — большая ошибка. Вернуть свободу американским индейцам уже невозможно. Райские рифы Гогена просели под грузом кокакол и титаников.

— Пожалста, еще три упаковки картофельных чипсов с салом и чесноком.


 
31 мая 2001 года

     

Авторы

Сборники

 

Литературный портал МЕГАЛіТ © 1999-2024 Студия «Зина дизайн»