ObsЁrver
        Обозрение языковой реальности
   
Евгений Иz  <is@boobaster.com>

Музыка как часть обмена веществ-2

/продолжение интервью с Igun Shakor/

 
     

Иz: Ладно, «небесный маркетинг» это хорошо (я это называю «экономика духа :). А следующий вопросец слегка этимологичный. Не знаешь ли ты происхождения слова "хип-хоп»? (Это не тест, я вот, например, только догадываюсь, и хочу знать как оно на самом-то деле).

— В рецензии на «Танок на майданi Конго», помнится, everMusic с этим бесповоротно разобрался. И движения, и название уходит своими корнями в Запорожскую Сечь — был такой средневековый орден малороссийских нинзя. Конечно, в те времена украинский «гопак» состоял из смертельно опасных движений, оттого и название звучало как боевой крик. Это уже потом, после того как Екатерина разогнала Сечь, и ее фавориты преследовали казаков аж до самой Африки, казацкая культура ассимилировала с африканской. Некогда энергичный танец эволюционировал в усеченный расслабленный «хоп», вдобавок потеря изначального смысла… вот и вышел не то «хип», не то «хоп». Кстати, на исторической родине хип-хопа эту фишку подхватили лихие люди, отсюда и гоп-стоп, и гопники. Знание это, в общем-то, всегда было эзотерическим, на Украине и сейчас есть присказка: не кажи «гоп»! Мол, пройдешь ученичество, инициацию, тогда и поговорим.

Иz: Тебе что-нибудь известно о жизни и судьбе такого столичного лейбла как «Cosmos production»? Иz: Очень интересуюсь информацией об «Invisible Pair of Hands», ну и о «Cup of Tea rec.» вообще. Прежде, чем эксплуатировать поисковики, хотелось бы получить сведения от ever-феодала. :)

Ты имеешь в виду феодальную раздробленность? :) Очень мало знаю. Cosmos production занимались, вроде бы, «Весной на улице К. Юхана», что-то еще Ник Завриев (ambi@mu.ru) о них писал, он к этой тусовке ближе. Об «Invisible Pair of Hands» знаю лишь, что там не без Portishead обошлось — другая, в общем, тусовка, бристольская. Как-то пути мои и с теми, и с другими разминулись.

В общем, считай, что экзамен я твой благополучно провалил :)

Иz: Наконец-то, наконец-то спрашиваю тебя о том возможно длинном и витиеватом списке божественных звуков, на которых ты сидишь в данный момент.

Мне, кстати, не так просто как другим отвечать на этот вопрос — потому как почти полный музыкальный эксгибиционизм, пишу о всем, что слушаю. Так что в основном расскажу о том, что по стечению обстоятельств не попало в everMusic. При любой погоде и обстоятельствах идет Петр Мамонов — от ранних квартирников до «Шоколадного Пушкина». Тут нужна, может быть, живая передача; я как-то привел в театр Станиславского ничем неиспорченную девочку, у которой дома висел плакат с Димой Маликовым — и что? «Пораженный, Федор отошел» :) Где Мамонов, там разумеется и Ninja Tune. Amon Tobin и Flanger сейчас в основном, но «сидеть» на них не стоит, к ним лучше раз в три месяца пускаться в паломничество. Так же, как и с модной Ae, из которой слушаю лишь джентльменский набор lp5/ep7. Честно говоря, уже надоело слушать претензии к тем же Ae: музыка у них, мол, стала не та, животы выросли, девушки не с тем цветом глаз. Надо бы легче, напрягает такая истовость: если уж что полюбим, то залюбим до смерти. Какой-то по-плохому русский подход. Как там у Мамонова? — «стадность нравов чревата горбатостью». То, что Plaid выдает в последнее время абсолютно никакие вещи, не мешает мне услушиваться их ранними концертами. Red Snapper, Tortoise… Т.н. пост-рок тоже интересен. Do Make Say Think вроде бы нехитрыми приемами добиваются какого-то просто галлюциногенного эффекта, рядом Mogwai. Что касается «нехитрых приемов», в них преуспели французы: от Сержа Гинзбура до Vive la Fete. Ведь посмотри, британское нашествие с 60-ых превратилось в какой-то не спадающий информационный паводок, и создается впечатление, что за пределами Англии ничего нет. Чушь. Будто в том же франко-анклаве нет ни на кого непохожего Zelwer'a, нет Les Elles… Если перейти к географическому принципу, то континентальная Европа чувствует себя очень хорошо, проигрывая только в маркетинге и раскрутке. Каждый здесь может открыть для себя столько новой и свежей музыки, например, взять ту же Австрию. Один Бернхард Фляйшманн чего стоит. Fast Forward в два слоя укатали Primal Scream, но на
англичан работает весь muzak-бизнес и о них знают все, а в то время как на континете просто играют более интересную музыку. А столько замысловатых музыкальных фриков как в Германии нет, наверное, нигде (ну… кроме страны проживания Зорна :). У каждого умеющего читать по-русски есть уникальная возможность узнать об этом подполье едва ли не все — на www.muzprosvet.de, который возделывает Андрей Горохов. Кстати, у нас на www.evermusica.com должна в июле появиться его 420-страничная книга «Mузпросвет.ru» — это, скажу, бомба, которая отпустит Андрею все его грехи. Меня занимает не только окраинная музыка. Есть много отличной, очень качественной и близкой к мэйнстриму музыки, которой в силу каких-то причин просто не под силу выбраться наверх или у самих музыкантов нет желания чем-то жертвовать ради этого. Хорошей музыки очень много. Но я не сказал бы, что она лежит на поверхности. И то, что ее удается найти, требует какой-то ответной благодарности. Отсюда и растет идея igunshakorrecords. Вот слушаю сейчас два ближайших потенциальных релиза. Первый — альбом электронного дуэта из Надыма Roricat; с ними у нас целое интервью состоялось (http://212.24.35.5/ever/music/rev032.html), абсолютно актуальная, очень хорошая музыка. Второй — это альбом сайд-проекта Коллежского Асессора «Max und Moritz», под названием «Амнистия Животным!» — еще более непривычный, нежели то, что записывает основной гитарный состав. Это по сути дела классическая музыка, не выхолощенная и очень живая. Тут нашлось место и едва ли не вагнеровским формам, и гойденковскому юмору, и минималистическому авангарду, а если добавить незаурядное обаяние Наташи Месяц, то порою звучание становится просто хитовым. В то же время некоторые трэки заставляют отдохнуть Кейджа. Например, «Последний фортепианный концерт» — драматичнейшая практика, фиксирующая пограничные акустические состояния. Это зафиксированный в цифре процесс уничтожения настоящего брэндового немецкого инструмента прошлого века. Части его скелета сейчас украшают Васину гостинную, наподобие не то
футуристического камина, не то охотничьего трофея. Кот до сих пор привыкнуть не может, подходит, лапой трогает изумленно. Чем-то мы все напоминаем этого кота.

Эх, так и не смог ответить полностью на твой вопрос.

Иz: Мне показалось, ты с симпатией и доверием относишься к суфийской эстетике.

Эстетика как раз меня до поры до времени держала на расстоянии. А вот то, что за ней оказалось… Но началось все с песни. Pandit Pran Nath «Aba kee takk hamaree», последний с «Short Stories» Кронос Квартета. История, в общем-то, не такая уж и короткая — почти на 11 минут. Иногда очень везет и бывают в жизни такие периоды, когда все сходится в одной точке, знаки повсюду, и главное становится ясным само по себе. Мистический быт, мистический бит. Про тот период моей жизни я могу так сказать.

Иz: Как тебе кажется, насколько сегодня книги Хазрат Инайят Хана и записи «Муслимгауз» вызывают интерес у русского контингента?

Я тебе как мюрид мюриду скажу, на первый взгляд, кощунственные слова: мне лично — без разницы. Тот, кто ищет свое, обязательно его найдет. Ему будут помогать все, в том числе и я.

Я как-то выспрашивал у Гойденко «что» да «как» о суфийской музыке. Он долго уклонялся от ответов, а потом сказал очень точные слова: «Знаешь, суфийскую музыку не надо слушать, ее надо играть самому».


 
10 июля 2001 года

     

Авторы

Сборники

 

Литературный портал МЕГАЛіТ © 1999-2024 Студия «Зина дизайн»