ObsЁrver
        Обозрение языковой реальности
   
Евгений Иz  <is@boobaster.com>

Иллюзия иллюминации

посв. Преподобному С++

 
     

Говорят: питать иллюзии, питает иллюзии. Мне представляется, что так и есть на самом деле. Интересное выражение на русском языке, по-своему неповторимое. Только мне кажется, нагляднее было бы сказать: иллюзии питаются человеком. Он ими поглощен — они его поглощают. Со стороны может казаться, что человек выделяет эти иллюзии сам из себя, неслучайно зацепившись одним из своих щупалец восприятия за некую форму во внешнем мире. Однако, так же вероятно и то, что самостоятельно существующие вовне иллюзии цепляют своими щупальцами неслучайного для них человека и поворачивают все так, что он скармливает им свой душевный флюид, получая взамен эфемерное (как и все вещи этого плана) удовлетворение. Наверное, это более базово объясняется в классических терминах буддизма или Веданты. Наверняка это подчиняется описанным немногими путешественниками законам сна. Тяжело не питать иллюзии хотя бы потому, что у них имеется стойкая железная потребность в питании (как и у всех живых существ вообще). Можно поменять полярность и места слагаемых — результат известен. «Необходимо срочно звонить Светозарову!»

Мой новый знакомый, почти хороший близнец и сиамский друг, Преподобный С++ прав, говоря очевидные вещи от чистого сердца и с пустой рукой. Он обратил мое внимание на то, что государство намеренно отделило себя от церкви. Даже в их современном симбиозе эти две структуры внутренне разрозненны. По мысли Преподобного, любое государство изначально греховно и лживо — и не только потому что существует первородный грех. Государство не основано на религиозных заповедях. В государстве повсюду — и не только по периметру его границ — солдаты. Солдаты существуют, чтобы в определенный момент убивать, то есть идти на грех смертоубийства. Отказ убивать может стоить жизни им самим. Судебно-исполнительная машина государства также совершает суд и наказание виновных, вплоть до лишения жизни — слепые убивают слепых без необходимости идти к какой-то мифической яме. Яма уже здесь, она, как говорится, всегда с тобой. У церкви первоначально иные задачи.

Церковь исполняет ритуал и берет на себя только трансляционную «Верх-Низ» функцию коммуникации личного с трансперсональным. Если мы представим себе ситуацию, когда церковь полностью отделена и независима от государства, и все граждане перешли под свод религиозного храма-идеи, то мы получим альтернативную картину социальной утопии. Государство теряет граждан, церковь получает адептов и прихожан. В церкви свято чтутся заветы, и по религиозным понятиям всякий грех наказуем и ведет к падению. Но священник помнит, что «не суди, да не судим будешь». Все, что священник может сделать для пришедшего к нему питателя иллюзий — это выслушать его исповедь, отпустить ему грехи, отправить соответствующий ритуал и наставить на молитву. Остальное — личное дело человека верующего. Существует свыше всего лишь Бог, и никто, кроме него не в праве судить и карать — эта простая мысль лежит в основе человеческого миропостижения, материалист ли данный экземпляр или радикальный сектант.

Все возражения по типу «что же тогда — всякий на улице сможет подойти и убить ни за грош?», «наступят анархия и беспредел под личиной клерикальности» и т.п. — глупы и онтологически слабосильны. Да, могут подойти и убить, точно таким же образом, как могут сделать это в любом государстве, при любых законах. И наказать за это может только одна инстанция — и это уже всецело в ее ведении. Так что, каким бы фатализмом это не обзывали, а кому что на роду написано — тот то и читает. Одних берегут, других коверкают, иных основательно забывают. И если в результате отсутствия государств с их нечистыми законами у людей останется на руках прежний груз грехов, если в итоге человечество начнет самоуничтожаться и исчезать — никто не смеет возразить и доказать, что не таков был изначальный замысел. Кто видел фильм Монти Пайтонов «Смысл жизни», тот вспомнит, что все попытки его отыскать не привели ни к чему существенному. Для кого-то смысл жизни сидеть и смотреть в телевизор — что ж, неплохо. Но скучно делать это на протяжении всего существования вселенной. Надо когда-то с этим кончать. Если же у людей имеется шанс, вариант и перспектива, то все, что им следует сделать — это попробовать жить по даденному им Закону, не человеческому, но человечески понятному. Возможно, никто никого не перебьет, может быть, сильно упадет численность населения из-за падения рождаемости, вероятно, станут чаще появляться сущности нематериальные — как то ангелы, воинства и силы.

Просто надо устроить так, чтобы убивающий, крадущий, насилующий знал (а он это уже знает, знает) — что деяние его направлено не против жертвы, но против него. Жертва имеет дальнейший путь, нарушающий Закон — прекращается в данной конкретной точке. Далее уже начинаются игры милости и сострадания и раскрываются пути неисповедимые. А все, к чему людей прилепляют питающиеся ими иллюзии — при пристальном рассмотрении оказывается серым, недостойным и плоским, как наспех сляпанные декорации.

Единственное, к чему стоит прилагать внимание и усилия — не допускать теократии, превращения церкви в государство.

Сегодня знакомая из вечерней газеты привлекла меня к их опросу на тему религиозных конфессий. Я был нужен для количественного объема. Меня сфотографировали и записали как «Евгений, дневной криэйтор». На опросный вопрос «Считаете ли вы необходимым запрещать какие-либо несимпатичные Вам или социально опасные конфессии?» я ответил максимально честно. Я сказал, что запрещать что-либо нельзя вообще, потому что никто делать это не вправе. Сказал, что мне несимпатичны любые конфессии, но это не повод их запрещать. И сказал, что социально-опасных конфессий не существует, потому что иначе они перестают таковыми быть и становятся военными формированиями, экстремистами и террористическими группировками. Говорить, что необходимо запретить несимпатичный и опасный институт государства я не стал — это и так ясно, и это никто не напечатал бы.

Вот и все. Вольная птица не вьет гнезда. Один не знает того, что знают все. Запрещено все, что даже разрешено.

Уходя, не гасите свет — он может понадобиться кому-то еще.


 
24 января 2003 года

     

Авторы

Сборники

 

Литературный портал МЕГАЛіТ © 1999-2024 Студия «Зина дизайн»