ObsЁrver
        Обозрение языковой реальности
   
Евгений Иz  <is@boobaster.com>

ИZ ЦИКЛА «АКТУАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ АБСТРАКЦИЙ»

 
     

 А что касается пути, по которому пойдет дальше Россия, то непонятно, как и куда символическое понятие может пойти по абстрактному.

П.В.О. «Ultima Тулеев»

В настоящее время, перед лицом таких неувядающих проблем как глобализация, информационная унификация и сквозная секуляризация способность мирового сообщества сказать решительное «НЕТ!» всякого рода «постмодернистской чувственности» будет полностью тождественна способности произнести в тот же адрес бодрое «ДА!». Данная ситуация сложилась не только потому, что большая часть «культуры постмодерна» — плод кропотливых изысканий философствующих критиков, а каждый писатель второй половины XXв в силу тех же самых изысканий является 100%-м «постмодернистом». Нет. Просто все дело, по всей вероятности, в том, что любая культура, базирующаяся на фундаментальной дуальности, (а таковы теперь — все они) на стыке-сломе веков вступает в фазу махровой неопределенности.

В конце концов, прозрачные замечания Лиотара и дикая мешанина Кристевой уйдут на периферию гражданской памяти, а Большая Агностическая Ирония мало-помалу рассеется, как туман в одном из стихотворений В.Хлебникова (если мне не изменяет память (а такое случалось, не скрою), то в этом стихотворении дальше на сцену выходят боги). Сознаемся себе в том, что сейчас речь шла о гражданской памяти и Б.А.Иронии довольно-таки небольшой кучки населения Земли, остальная же огромная часть в пылу погруженности в политико-экономическое коллективное бессознательное, в принципе, не окажется способной заметить рассеивание каких-то там туманов и усыхание неких диких мешанин. Для этой части хватит нескольких всем известных социологических букв — МОДА — чтобы плавно перейти хоть в райские кущи, хоть к черту на рога.

Совершенно справедливым в этом случае кажется замечание признанного отечественного постмодерниста о полной и безоговорочной символичности понятия Россия, точно так же, как и Бурунди, Америка, Огненная Земля или станция Чоп. Глобализация и унификация. Средства Массовой Иллюзии. Информационный капитал и стандартизация культуры. Список терминов для заклинания истории может пополняться и продолжаться.

Теперь осуществим ментально-спекулятивный прорыв в будущее, которого теперь нет точно так же, как и настоящего, не говоря уже о прошлом. Лично мне представляется следующая картина. Весь политический глобус Земли поделен на специфические корпоративные зоны. Специфичность каждой зоны состоит в том, что она устроена по признаку какой-либо человеческой деятельности. Грубо говоря, уже давно не существует никакой политики. Сугубо экономическое пространство и рыночное время.

Допустим, широкой полосой, опоясывающей Землю, растянулась зона продавцов — реализаторов товаров. Рядом с нею (возможны прохождения насквозь т.к. отсутствует территориальное деление, а есть только виртуальные рамки деятельности) расположилась зона шоу-бизнеса. И так далее, округляя виды человеческой деятельности до разумного количества. Естественно, корпорации законников и полицейские зоны. Все, в общем-то, как при историческом цеховом разделении в эпоху средневекового мракобесия. И — плотное рыночное взаимодействие, если не сказать — сотрудничество. Ребенок, подрастая, может входить в цеховой мегаклан, в котором в поте лица усердствуют его родители (например, в клан литкритики) или же открыть в себе способности к математике и физике и войти в цех академической науки (если она к тому моменту сумеет сохранить подобный свой статус). Единственным цехом, пронизывающим планетарные проф-расслоения по всей поверхности Земли будет, очевидно, цех домохозяек и хранительниц семейного очага (даже при всех теперешних антифундаменталистски-феминистских перспективах). Так будет наиболее удобно и соответственно устремлениям каждого человека, желающего использовать свое исконное право на труд и отдых. Нет территорий. Есть свои люди. Ты живешь в поясе арт-бизнеса и без всяких виз и сопутствующей документации по первой же надобности едешь из родного Тихвина в братский Бомбей — никаких границ ты не пересекаешь, единственное — пользуешься услугами людей из транспортного клана.

Надо полагать, что с решением переменить род занятий (допустим стать из медика популярным бардом) субъект совершит переход, аналогичный по своему значению переезду на ПМЖ в другое государство в XXв. То есть, несколько цеховых формальностей-инициаций — и демонстрируй все, на что ты способен на новом поприще.

Естественно, было бы наивностью предполагать, что в таком будущем, о котором я веду речь не будет, к примеру, мафиозных кланов или обширного планетарного пояса наркопроизводства. Все будет так же, как и всегда, но исчезнут нелепые маски политиканствующих моралистов, опирающихся в своем неведении относительно наработок постмодернизма на липовые интенции не менее липовых исторических авторитетов. Полиция будет контролировать воров и убийц, продавцы будут общаться с покупателями, сервис будет находить клиентов, как это длится на планете уже столько времени. Единственное, станет несколько честнее или — если кому нравится — откровеннее.

Тут стоит вспомнить о проблеме коммуникации, то есть о каком-то общем языке, на котором будет происходить общение как внутри мегакланов, так и между ними. Особенных проблем, видимо, здесь не будет. Опыт показывает, что население государств с несколькими государственными языками, а также бывших колоний, сохраняющих экономическую зависимость от домена успешно существует в по крайней мере двойной лингвистической реальности. Упоминавшиеся много выше процессы глобализации, унификации, стандартизации и гипертрофирования СМИ как раз и могут сослужить неожиданно добрую службу в деле формирования лингвистических консенсусных систем. Благодаря простоте, невзыскательности, но и некоторой двусмысленной туманности междуцеховым и всенародным языком может стать, надо полагать, английский в его приближении к американскому варианту. Возможно, здесь еще предстоит сказать свое слово незамысловатой, но напористой латинской волне. Этносы, входящие своими проф-единицами в те или иные цеха, вполне могут сохранять свой исконный язык, если к тому моменту благодаря упомянутым много выше процессам этот язык еще будет жив. Что касается русского языка, то, по всей видимости (а туман наверняка уже начал рассеиваться), он, как считают некоторые западные исследователи глобализации и ее филологических проблем, станет в силу своей синтетической конструкции т.н. «оккультным санскритом будущего». Однако, это тема для отдельной работы.

По поводу представленной интроспекции можно добавить только одно. Я старался не давать слишком много радужных перспектив, а лишь попытался бегло, в рамках этой небольшой статьи набросать некую кажущуюся сейчас мне естественной альтернативу образа существования нынешней цивилизации. Ибо все конспирологические «навороты» хороши как эстетическая игра, но вряд ли реальная священная война позабавила бы как атлантических, так и евразийских адептов. Почти то же самое я могу сказать и в адрес всей «экономики духа» с ее религиозными конфессиями. Зачем скрывать то, что всем понятно? Большая часть населения планеты, не отягощая свой интеллект доказательствами из постструктуралистов, реально приходит (если уже не давно там) к осознанию единственной действительной величины в этой вселенной — денег (экономически проявленной энергии на плане высокоподнявшейся органики). Поэтому людям надо разумно, организованно и согласованно войти в эту реальность экономической деятельности, где существует Рынок, наполненный массами специалистов. Для того, чтобы не было досадных сбоев придумали и развили информатику и смежные с нею дисциплины (попутно подавляющие всяческие нездоровые флуктуации со стороны отживающей свое философии и феноменологии). Глупо и несерьезно сдерживать Поток. Надо уметь, глядя неумолимым фактам в лицо, увидеть не тупую бычью физиономию грядущих перемен, но глубоко запрятанный на самое дно этих пока бесцветных глаз смысл происходящего. А он, возможно, заключается в том, что всегда будет на Земле некоторый процент людей, не видящих конечного смысла в заполнении своей жизни уродливыми реалиями экономической сублимации. И не потому, что они патологически не любят работать или преступно не желают становиться богаче с каждым днем. Просто эта такая очень древняя традиция (к которой принадлежали многие величайшие мистики, поэты и художники), находясь внутри которой практически невозможно объяснить тем, кто исподлобья смотрит снаружи ровным счетом ничего.


 
1 августа 2000 года

     

Авторы

Сборники

 

Литературный портал МЕГАЛіТ © 1999-2024 Студия «Зина дизайн»