ObsЁrver
        Обозрение языковой реальности
   
Евгений ИZ  <is@boobaster.com>

НИКОТИНСТВО

 
     

О других людях судишь сообразно личному опыту. Так проще. В том смысле, что так проще выразить свою мысль. И совсем хорошо, когда эта мысль связана с этим личным опытом. А никотин - это, конечно, плохо.

То есть, когда я вижу, что данный человек курит, то это мне говорит по крайней мере об определенной степени жизнелюбия или, иначе говоря, гедонизма у оного. Дымок, поднимающийся к самому потолку, особенная сосредоточенность лица, возможность демонстрировать статичные и динамичные жесты занятой рукой - да, курящий человек определенно знает себе цену (или, хотя бы, участвует в доле) и прошел свой нелегкий отрезок пути (как сказал один идиот - "судьбоносная карма"). Курильщик всегда в чем-то опытнее и глубже некурильщика. Потому что цивильная культура устроена так, что теперь всякий некурильщик, прежде всего мужеского пола, по каким бы причинам ни ИЗбегал курения табака, выглядит несколько чопорным, правильным и аккуратненько-осторожным, отодвинувшимся от "каки". И происходит это только лишь в силу бытующих стереотипов, о которых далее распространяться не буду не только по причине их крайней банальности.

Курево - это задумчивость. Размышление. Как правило, это размышление сначала о чем-то конкретном, насущно-наболевшем-злободневном-актуальном, но по мере перегорания набивки и превращения ее в пепел этот процесс выходит на уровень обобщения, взгляда на большой фрагмент собственной жИЗни, в котором пребываешь, а там уже недалеко и до воспарения - к высокой медитативной отрешенности, к трансцендентному покою.

Я слышал в своих радионаушниках дамскую песенку, в которой было что-то такое - "сигарета принесет покой", рифмовавшееся, по-моему, с "я не с тобой". Именно так. Очень и очень крупный элемент успокоения. А ПОКОЙ - это определенный предел, лимит, планка, за которой уже нет бытийственности в привычном смысле, где самсарическая суета опадает легким пеплом и ее отряхивают с ног. Это, в общем-то, смерть.

На территории Малороссии в конце ХХ в табакокурением занималось около 45% сознательного населения. Медики-коновалы откуда-то вытянули красивейшую статистику - каждая, мол, сигарета урезает жизнь курильщика аж на 5 минут 30 секунд. И потом - никотин, в принципе, утверждали они, не способствует половой потенции. Выводы сделать легко.

Кроме того, кто особо хотел, тот узнал, что продуктов сгорания у табака всего - около 4 тысяч, и среди них - милейшая компания из моноксида азота, дегтя, синильной кислоты и целой батареи безотказных канцерогенов. А значит, в общественном сознании прочно усажена модель "Никотин - курение - смерть". Саркома. При этом табачное производство - одна из самых доходных отраслей. Сколько милых бабушек на рынке готовы с радостью продать вам в рассрочку рак легких, сколько обаятельных продавщиц-реализаторш только и ждут, чтоб вы приобрели поскорее паталогию сосудов и полости рта. За всеми за ними, невинными овцами схемы "Д - Т - Д", стоит экономика Родины, Сообщества, Планеты. Стоит, улыбается и опять замыкает круг.

1 мкг никотина содержится в 240 г красных помидоров, в 23 г зеленых, 140 г картофеля и 10 г баклажанов. Его весьма немало в цветной капусте. Это просто превосходно, великолепно и отлично. Только смешно.

Один мой знакомый художник, 45 лет, курит с шестого класса. Курит плотно - каждые 15-25 минут. Он совершенно осознанно говорил мне, что считает свой выбор в пользу курения следствием действия в нем комплекса саморазрушения. Курево - это осознаваемый акт умирания в контексте человеческой культуры и цивилизации. Это непосредственная манифестация сгорания. Можно, конечно, присобачить десять угольных фильтров, купить трубку за четыре штуки, делать себе инъекции табачным синтетическим заменителем. Я говорю о метафоре. Видеть этот пепел своими глазами. Ежедневно. Пепел, который сделал ты. Ощущать это время, которое мгновенно сгорает, пока твоя вегетативная система расправляет ветви-сосуды под привычной порцией вдохновенного дыма. Все равно - Труссарди или Прима.

Минздрав дозволяет продавать в одной сигарете никотина 1,3 мг и конденсата 25 мг. Минздрав более ни на что не намекает. Но я пока курю. И курят рядом со мной. Жизнь продолжается. Отечество дымит. Продукты, в конечном итоге, сгорают. Мы учимся умирать, как только перестаем этого бояться. До этого момента возможно только переключаться на более "гуманные" способы сгорания. Ведь так много людей, однажды здесь родясь, до ужаса, до истомы боятся боли. Они так хотят остаться здесь, с этими продуктами сгорания навсегда. А если уж и уходить куда-то отсюда, то только без боли. Остается пожелать им лишь удачи - встретимся в пепельнице!


 
6 апреля 2000 года

     

Авторы

Сборники

 

Литературный портал МЕГАЛіТ © 1999-2024 Студия «Зина дизайн»