|
|||
Лев Пирогов <levpir@mail.ru> А корабль плывет...Продолжаем писать рассказ! |
Раньше я был художником — писал картины. Одна картина называлась "Мистер Джон Леннон спит", потому что на ней был намалеван Джон Леннон с известной фотографии: глаза закрыты, на носу очки, волосики на прямой пробор. Ее потом украли с выставки. До сих пор этим горжусь, да. Но как все запутано в жизни! У Саканского в Ave Media есть рассказ про смерть Джона Леннона, с эпиграфом из "I am the Walrus": "гуу, гуу, г'джюб". Мне это "гуу-гуу" кажется немножечко вудуистким. Поэтому, когда я писал отзыв на первый проект Саканского из серии "Рассказы он лайн", про золотого жука, я вспомнил этот припев-эпиграф и назвал заметку "Are You the Walrus?". (Я пока не в силах нарисовать ссылку, пусть историк нашарит ее в архиве.) Речь там шла о неграх из "Золотого жука" и "Приключений Гекльберри Финна", дескать, они — негры — похожи. И еще о том, что в "Гекльберри Финне" не достает вудуизма. Сережа тогда своеобразно отреагировал на критику: начал писать рассказ про Тома Сойера, про то, как он спит. Вудуизм уже присутствует, хотя пока нет сюжета. Есть набор любимых Саканским культ-массовых фетишей: "злобная заснеженная Россия" и параход "Титаник". Вот параход и наталкивает меня на мысли. В прошлом отзыве на "Сны", я предлагал ввести в сюжет альтернативную историю: пусть-де, в гражданской войне Севера и Юга победят южане. Просто потому, что дочитав Марка Твена, я принялся за Маргарет Митчелл. (Такой у меня уровень читательской культуры). Правда, было непонятно, как связать эту победу с Томом. Разве что, заставив его участвовать в войне? Но это бы окончательно убило сюжет: помимо постоянных экскурсов в сны, появилась бы еще необходимость отсылок в прошлое, и хронотоп окончательно бы развалился. Теперь, после парахода, все ясно. Ведь у Саканского уже есть рассказ с альтернативной историей, в которой участвует Титаник! Тем, что тонет. А вместе с ним тонет загадочный пассажир — мистер Браун, ака Владимир Ильич Ульянов. Во второй серии "Снов" Титаник только снится мистеру Сойеру, в третьей — материализуется: на нем плывет Гек и везет загадочный этвас. А не плывет ли вместе с ним и ушлый пассажир В. И.? Плывет, конечно, — Титаник-то на всех один. О том, что Гек Финн, скорее всего, спасется, явствует из второй серии "Снов Тома". При этом он проявит тот же минимум благородства, к которому был склонен и пассажир В.И. Так может, они спасутся вдвоем? Догребут верхом на этвасе до Штатов, развернут маленький бизнес... Или не очень маленький? В любом случае Америке не позавидуешь. * * *Это было в плане конструктивных предложений, а теперь слегка выскажусь в плане критики. Несколько примитивно построена м-м-м... виртуальная ткань рассказа. Реальность сна и реальность сидения в кресле-каталке сообщаются между собой слабо. Если бы рассказ писалься заново, я бы обратил внимание Сергея на следующий момент. Тому Сойеру вовсе не обязательно спать! Вспомним, что в первоисточнике у него был гораздо более крутой способ конкуренции с обыденным миром. Это — амбивалентность детского мировосприятия. Вспомните, как Том объясняет Геку, почему разбойниками быть круче, чем пиратами. Пещера для разбойничьих оргий ближе к дому и цирку! Сохранив до старости эту непротиворечивость игрового и обыденного типов сознания, Том без всяких снов способен запутать читателя до истерики. * * *Третий момент — сугубо глобальный. Бекки сообщает, что "дядя Сэм" скончался два года назад. Поскольку Сэм Клеменс умер в 1910-м году, понятно, что действие происходит в 1912-м. Однако вопрос Тома: "А что, дядя Сэм не прислал денег?" — читатель сперва неизбежно прочитывает как вопрос о пенсии. И только потом вспоминает, что "дядя Сэм" — не только правительство Соединенных Штатов, но и крестный родственник Тома с Бекки. Исходя из этой путаницы, было бы справедливо предположить следующее. "Дядя Сэм" (правительство янки) умер не в 1910-м, а в 1861-м году, когда армия генерала Ли с марша взяла-таки Вашингтон. Молодому Сэму Клеменсу не понадобилось бросать штурманское дело и перебираться в Неваду. А значит, он не написал "Скачущую лягушку из Калавераса". Вопрос: стал ли он вообще писателем? Скорее всего, стал. И "Том Сойер", конечно, им написан, ведь все содержащиеся там события произошли до Гражданской войны. Найденный Томом клад (плюс доля Гека, отданная им судье Тетчеру и ставшая Ребеккиным приданым) лег в основу богатой плантации. Консерватиные нравы южан не дали Твену стать популярным писателем. Промыкавшись долгую, полную фантазий и неудач жизнь, он приезжает из дальних странствий (на Титанике из Европы) в гости к Тому. Тот — жирный, добродушный старик а-ля Джеральд О'Хара. Жрет французские вина, патриотично запивая вонючим бурбоном. Радушно принимает друга детства, наливает ему и того, и другого. И Сэм Клеменс думает: "Какой же я был дурак, что отказался от своей половины клада!!!" А престарелый, слепой, но в силу вудуизма все еще живой негр Джим экстарсенсорно кивает: — Да-а, масса Гек...
|
Авторы Сборники |
|
Литературный портал МЕГАЛіТ © 1999-2024 Студия «Зина дизайн»