|
|||
Александр Левин <levpir@mail.ru> Тенета-2000. Гипертекст-2Записки ленивого Читателя |
Предисловие Читатели моих скромных обзоров, возбудившись на гениальность идеи, пытаются переплюнуть своего покорного слугу в скромности, хе-хе...
Хочу сразу сказать: насиловать себя чтением чего бы то ни было, хоть и гипертекстов, я не намерен. Читаю, пока интересно. Я, видите ли, поэт, а не прозаик, отсюда некоторые мои... особенности. То, что не интересно мне, может оказаться интересно вам. Но про категорию "Гипертекстовая литература" Лев Пирогов просил написать меня, так что все претензии к нему. Странно и безответственно только то, что я согласился все это написать. 1. Название: Красное платье фотографа
Иллюстрированное произведение, как бы такой дневник. Красивые фотки, правда красивые! Гипертекстовость заключается в том, что щелчок по линку выводит связанную с контекстом иллюстрацию. Придумано хорошо. Но прием задавил все: попытка связать цепочку фотографий текстом не привела ни к чему хорошему. Стиль претенциозный и выхолощенный (хороший фотограф не обязан уметь хорошо писать; зато писатель не обязан хорошо фотографировать). Образцы стиля:
"Я жил в скудно-вымороченном мире, был усталым и кризисным, точнее, crazy'сным, был изглодан тщетностью прежних начинаний, воспоминаний и занятий".
("вымороченный" - это, видимо, "выморочный")
"Стояла она, с распущенным волосом, в коротком платьице и заумно-белой накидке".
Обычно, увидев такое, я заканчиваю чтение. Так же поступил и на этот раз.
Глубокие философские раздумья о том, какие все люди дураки. Особенно женщины и старушки. Автор, несмотря на свою молодость, уже прочитал Гессе, Гумилева (мл), Воннегута, Арбатову, Шмелева, Зайцева, журнал Библейско-богословского института Св. Апостола Андрея, Б. Парамонова, Фрейда (кстати, внимательнее и вдумчивее, чем сам Б. Парамонова), Т.С.Элиота, А. Рембо и других. По крайней мере один раз слушал "Brandenburg Concertos" И-С. Баха. Не забывает сообщить обо всем этом восхищенному читателю.
На гиперссылках - подтверждение глубокой эрудиции автора. Для тех, кто ею несколько обделен. Пишет сухо, дневниково, скучно.
Сонет-магистрал, каждая из первые восьми строчек которого отсылает к другому сонету. В отличие от правильного "венка", последняя строчка не является началом следующего текста.
Автор авангардно рифмует "оторопелым - осовелым", "белом - дебелым". Употребляет следующие шикарные выражения:
"Мужчина, элегантный, как король".
Корявостей полно:
"Их брак зарегистрирован к тому ж..."
"Которые" пусть и читают эту поэзию.
Границы номинированнго на конкурс текста не совсем ясны. Полно линков, ведущих на самые разные тексты сайтов "Lenin" и Жу.Ру. Так что я, возможно, не видел чего-то, относящегося к делу, а что-то, напротив того, посмотрел зря. Но это вообще отличает проект "Lenin": все время кажется, что читаешь что-то лишнее, а чего-то нужного так и не нашел. Нет, ну, место прикольное, конечно. Только я от его авторов быстро утомляюсь.
"День Ллойгора" я читал еще году в 98-м, так что новизной ошарашен не был. Довольно остроумная инсинуация на тему "сетевых обозревателей". Правда, нынче уж другие обозреватели на виду - иных и вовсе нет, а те из фокуса внимания немножко повыпали. Но кое-кто остался и себе не изменяет - ну, просто не может, физически. И сама проблема уже не актуальна. Чего там обсуждать-то собственно?
В центре - пародия на конспирологическую статью, вполне симпатичная. Основной ее тезис, если сформулировать кратко, "гениталий не существует".
Подлинкованы также пародии на некоторых обозревателей. Написаны они хорошо, но не очень похожи - как портреты работы одного моего приятеля-художника. Нет, ну В. В. Шахиджанян, конечно, похоже спародирован. Но это и не трудно: на графе Хвостове русского Интернета кто только не потоптался в 98 году. А вот Роман Л. Мухин как-то не удался.
А вообще, М. Чезаре и Ю. Гад пишут хлестко, по-лимоновски азартно и радикально. Эпатируют буржуя по полной программе. Но много, блин, много пишут!.. И длинно, блин, длинно пишут!.. Ни рамок им, ни границ. Ни конца им, ни начала.
Бессвязный сам по себе рассказик с вставленными в него (путем тега ) поэтическими историями, никак, по видимости, не связанными друг с другом (и с основным текстом). Бессвязно и поэтично, многозначительно до невозможности:
"Ночь всегда выпачкана в саже сгоревшего дня".
"Прошлое, на котором стоял он, стало рассыпаться в труху, перетираемое жерновами гудящей памяти".
Бр-р-р.
Псевдостатья вымышленного автора, описывающая псвевдорасследование (чего-то там про НЛО) с комментариями двух видов: о реалиях израильской жизни, упоминающихся в статье (во фрейме снизу), и об историко-философских аспектах (во фрейме слева). Иногда комментарии, которым место внизу вдруг появляются слева.
Мне понравилась идея линка не по простой ссылке и не в отдельное окно браузера, а во фрейм. Это меньше напрягает читателя и позволяет ему прочесть комментарий тогда, когда ему это хочется, а не тогда, когда требует автор.
Теперь, что касается не гипер, но текста. Добросовестно и длинно воспроизводится ход некоего частного расследования. Возможно, это и интересно, но от журналистского, до боли знакомого стиля изложения я мгновенно затосковал. А что касается темы... По роду деятельности я столько прочитал и отредактировал (читай: написал заново) статей про "тарелки", "полтергейст" и прочую лабуду, что делать это же бесплатно считаю разновидностью самоистязания. Не подвержен этой страсти, а потому бросил читать в десяти минутах от начала...
Вообще, литературные игры в виде имитации статей, дневников, рассказов, романов, ..., ..., ..., - осто...надоели уже до крайности.
Целый фантастический роман. Со стрельбой из бластеров-фигастеров. По стилю - перевод с inostrannogo. Написано ходульно, да еще с ошибками. "Всюду хаотическое переплетения", "Оплавленные борта, торчащие тут и там, согнутые, балки пилотных, еще разлетающиеся кристаллы воды, все это указывает на совсем недавнюю катастрофу", "Союз Девяти появился после того, как...". Наверно, так и надо писать фантастику. Но при чем тут я?...
Три человека по-разному рассказывают об одном и том же событии. Вроде, забавно, но немного (и этого, впрочем, довольно!) нарочито. Можно читать в любом порядке, в этом заключается весь гипертекст.
По стилю - Бродский, но с добавлением собственной ходульности, корявости и необязательности эпитетов (эти три составных части навешивают на Бродского все его эпигоны). Образцы корявости:
"Все рифмуется, кроме неведомых восприятий"
И т. д.
Не все так же плохо, но...
Гипертекстовость заключается в том, что несколько стихов помечены буквами Д, А, К, Т, И, Л и Ь, на которые и можно перескочить, щелкнувши мышкой, с "Интродукции". В чем смысл этого, зачем эти тексты так озаглавлены, причем тут дактиль, если стихи написаны анапестом, я, каюсь, так и не докопался. Если мне не нравится, как написан текст, мне, честно говоря, совершенно по барабану, о чем он.
В работе 512 текстов, пусть и коротеньких! Это ошизеть читать! А попадаются славные штучки:
* * *
* * *
* * *
Я и сам придумал и использовал слово "хотята" в одном тексте 94-года (), так что приятно было встретить знакомых.
* * *
Можно продолжать. Но много и слабых, вялых текстов. Надо бы автору, конечно, отобрать лучшее. Для конкурса уж особенно!
А гипертекста особенного и нету. На первой странице долго-долго появляется много-много буковок (наверно, как раз 512, но я не считал), и щелчок по каждой ведет на один из стишков.
Вообще, господа, не обнаружил я толком никаких гипертекстов в рассмтриваемых работах. Гиперссылки обнаружил, спорить не стану. А вот гиперетекстов - нет. Да и текстов, если честно, не много. Это, а также то, что в категории "Гипертекстовая литература" соревнуются проза со стихами, эссеями и фантастикой, делает ее, эту самую категорию, вовсе и не категорией, а непонятной такой фикцией, созданной в надежде на появления чего-то, чего давно уже ждут, а оно никак не придет. Какого-то Годо.
Вот, кажется и всё, что я имел сообщить.
|
Авторы Сборники |
|
Литературный портал МЕГАЛіТ © 1999-2024 Студия «Зина дизайн»