|
|||
Лев Пирогов <levpir@mail.ru> Whaz Uаааp?!Острота момента в контексте вечности |
(«Литературная газета», 7 марта)
Есть такая американская реклама пива. Дюжие негры, высовывая язык, кричат друг другу «what's up» с витальным афро-американским акцентом и почему-то с утвердительной интонацией. (В приблизительном переводе — «в чем дело».) Америка сошла с ума от нее. Хотя больше там ничего нет, просто кричат «вазап» и все. И высовывают язык. А эффект чудовищный. Не известно, правда, хочется ли потом пива, но кричать и высовывать, безусловно, хочется. По типу, один младенец заплакал — и все давай. Можно сказать, примитивный стадный инстинкт. Можно — «сложный социально-психологический феномен общества массового потребления». А можно попытаться отнять первое от второго. КАК У ЛЮДЕЙВсякая «традиционная» культура (декларирующая приверженность традиционным ценностям) отождествляет себя с рациональным началом. Это культура «как у людей», культура здравого смысла. Она в значительной степени утилитарна, ее художественные формы гомоморфны актуальным социальным моделям и в силу этого оказываются активно востребованы обществом. Проще говоря, традиционная культура — это всегда культура «массовая». Сравнительно недавно сложившемуся понятию массовой культуры сегодня соответствует социально-экономическая модель «свободного рынка» — самоорганизующейся системы производства и потребления ценностей. Критерием ценностности в условиях рынка является сообразность: ценно то, что потребляется, а потребляется то, что производится специально для потребления. Апофеозом рыночной модели, приравнивающей спрос к предложению, являются, таким образом, пиар-технологии. Как самодостаточная, замкнутая на собственные основания система «свободный рынок» ведет к культурной стагнации. Для нормального развития культуры в условиях «свободного рынка» необходимо подключение внешних, не имманентных ему факторов. Одним из таких факторов является финансовая и организационная поддержка нерентабельных, «не рыночных» культурных проектов. Насколько успешно она осуществляется в литературе, можно судить на примере премий, грантов и стипендий. Внутри массовой культуры создается элитная субкультура из некоторого количества легитимных персон и проектов, легитимация которых основывается на формуле «не вкусно, зато полезно». В основе этого «нерыночного» института лежат все те же традиционные для рынка рациональность (создается искусственное неравновесие в системе: «масса» и «элита» получают возможность взаимно охранять друг от друга свои традиции) и утилитарность (налоговые льготы и рекламный эффект для спонсоров, ощущение вовлеченности в процесс актуального культурного производства для спонсируемых). В результате ничего выходящего за пределы традиционалистской массовой ментальности в институте культурных элит не обнаруживается. КАК НЕ КАК У ЛЮДЕЙИстинно новаторская культура — это всегда «афронт и неприятность». Общество испытывает по отношению к новаторам непреодолимую ксенофобию: новаторские формы воспринимаются массовым сознанием как «варварство» или «дикость». Это логично, потому что создатели новых (а значит, «будущих», а значит, не обусловленных опытом) культурных форм вынуждены апеллировать к иррациональности, и такие самоопределения как «синкретизм», «дикость», «первобытность» сопутствуют новаторским течениям в искусстве уже на протяжении полутораста лет. Даже всецело зависящие от традиции постмодернисты, чтобы манифестировать свою революционность, прибегали к этим испытанным маркировкам: «Постмодернизм: Новая первобытная культура»… Что верно, то верно: если новая, то обязательно перво-бытная. А если первобытная, то обязательно вступающая в конфликт с «цивилизацией», с ее институтами, ориентированными на поддержание традиций. Впрочем, со всеми ли? Кто-то ведь берет на себя роль медиума, адаптирующего к современности брутальные ксенотипы? Официально самыми восприимчивыми к новациям считаются представители культурных элит (для того ведь их и «содержат», отрезая лакомые ликвиды от безотходного рыночного пирога). Однако в действительности это едва ли не самая реакционная часть культурного сообщества. Аристократы не заинтересованы в изменениях, они заинтересованы в сохранении статуса. В изменениях обычно заинтересованы маргиналы — элита, конденсирующаяся по краям. Но особенность современной культурной ситуации состоит в том, что ее края и центр совпали. Именно маргиналы составляют нынешнюю аристократическую элиту. Бунтари шестидесятых уже не в счет, поколение девяностых — еще. А что находится «по краям» Пригова, Сорокина и Пелевина? Только маленькие приговы, сорокины и пелевины. «Новые левые» подвизаются, в основном, в политике и (в отличие от «старых» начала века) к художественным манифестациям достаточно равнодушны. «Новые правые» являются поборниками традиционалистской рыночной культурной модели. А могут ли претендовать на роль маргиналов-пассионариев выдавленные из эстетического центра «классические» традиционалисты — вопрос даже не риторический. Откуда же ждать второго пришествия? КАК У НАС«Русский постмодернизм», так волновавший сердца своей революционной риторикой, оказался всего-навсего продолжением проекта «возвращенной литературы» (только уже не первой половины века, а второй) и кроме ложно-новаторского пафоса ничего «нового» в литературную ситуацию не привнес (и не должен был). Кроме, пожалуй, одного: вслед за Западом мы научились считать, что поиск нового — это смешно и немодно, потому что культура развивается циклично, и, поняв это, художественное сознание обязано навсегда замуровать себя в темнице трансавангарда. В это легко поверить, если не принимать во внимание одно немаловажное обстоятельство. Конец истории провозглашен западными идеологами как раз в тот момент, когда Запад достиг пика своего мирового могущества. Для западного сознания постмодернизм и политически выгоден, и психологически достоверен: выше вершины не поднимешься, от добра — добра не ищут. Собственно, сначала-то и было осознание кризиса собственного развития (вспомним «Закат Европы»). Постмодернизм оказался навязан миру уже потом — по принципу «комплекса проекции»: чего боишься в себе, в том и обвиняешь окружающих. Русской культуре в «конце истории» прока нет. В отличие от Америки и Западной Европы нам нечего терять, кроме своих долгов, и мы можем заниматься поисками нового, не стесняясь: это будет свидетельствовать не об отсталости, а о наличии собственных перспектив. То что большинство недавних маргиналов-постмодернистов сегодня подались в «буржуи-рыночники», лишний раз свидетельствует об онтологическом родстве конца истории с идеей окончательности Западного экономического и идеологического господства. Только если на Западе понимание экономических основ культурного производства предшествовало теоретическому конструкту постмодернизма, то у нас произошло наоборот: сперва потянулись к тому, что поярче. Переболев «беспочвенным», но теоретически глубоко прочувствованным постмодернизмом, мы теперь принялись создавать его практические предпосылки. А это значит, что будущее русской массовой культуры — это ее прошлое: никаких перспектив, — одни «ретроспективы». То есть, конечно, можно продолжать копировать Западные образцы; кому это интересно — тому флаг в руки. Но тем, кто любит погорячее, нелишне похлопать вокруг себя по дивану. Среди критиков статьи «Хочу, чтобы больно и некрасиво» мне было странно видеть редактора патриотической газеты «День литературы» Владимира Бондаренко: государственнику негоже кидаться камнями в почвенника-русофила. Вероятно, моя «почва» показалась ему недостаточно русофильской. Ну что ж, теперь, когда расставлены все акценты, попробую повторить еще раз. КАК НАДО«Хорошего писателя делает хороший читатель». Плохого — плохой. А если нет никакого читателя, то и писателя, увы, нету. Если рассматривать литературу не как самодостаточное «таинство», а как реальный диалог (то есть брать в расчет не одному Богу ведомые мотивы и обстоятельства написания текстов, а то, как эти тексты попадают к читателю и как воспринимаются им), то окажется, что литератур всего три: «массовая», «элитарная» и «элитарно-массовая». Идеологическое наполнение не в счет, поскольку нет принципиальной художественной разницы между «хорошим» Искандером и «плохим» Прохановым, между «западником» Аксеновым и «евразийцем» Крусановым, между «либеральной» Марининой и «тоталитарным» Доценко. Язык обусловливается не политическими убеждениями, а «социальным положением»: болельщики ЦСКА и болельщики «Спартака» говорят и мыслят одинаково, хотя нет в жизни врагов страшнее. Трем литературам соответствуют три медиальные среды; чтобы не путаться в определениях типа «толстожурнальная» (где нет разницы между «Знаменем» и «Нашим современником») и «глянцевая» (где уживаются «ЭКСМО» и «Ad Marginem»), скажем так: малый тираж, большой и средний. Однако массовая литература в новаторских экспериментах принципиально не участвует: будучи «материальным базисом», она не позволяет себе риска. Остаются «элита» и «полуэлита»; у первых — слишком мало читателей, у вторых — слишком «в меру». Бессознательно (а чаще сознательно) ориентируясь на свою «референтную группу», писатель ограничивает пространство эксперимента: в первом случае говорит на сугубо специальном языке, во втором — на специально адаптированном. Горизонт ожидания довлеет над «горизонтом удовлетворения»; вспомним, что и «элитарная» и «элитарно-массовая» литературы живут по законам рынка. Единственным «чистым новатором» в сложившихся условиях может быть свободный от читательских и издательских ожиданий «непризнанный гений», пишущий «в стол». Но мы не можем принимать во внимание эту «частицу бы», поскольку «нет читателя — нет писателя»: ящик стола на литературный процесс не влияет. Прочитанное спустя десятилетия оставляет шрамы, а не следы. И тут в пору задуматься — да, о шкурах, да о (чтоб ему) Интернете. Хотя Владимир Бондаренко и назвал его «сетевым рабством», на деле это единственный способ вырваться из плена трех сосен. Интернет — это медиальная среда, которую пока принципиально нельзя назвать ни массовой, ни элитарной. Количество активных читателей не больше, чем у толстых журналов, но если у журналов оно продолжает снижаться, то в Сети возрастает в прогрессии, близкой к геометрической. При этом «массовым» сетевой читатель в обозримом будущем не станет: для развлечения и отдыха в Интернете есть другие возможности. Вокруг Сети сейчас складывается новая читающая элита. Однако пока у этой элиты нет специфичных «повадок» и ясно выраженных пристрастий, автор, пишущий в Интернет, вынужден апеллировать к чистой функции, к «читателю как таковому». Мы сталкиваемся с ситуацией, когда «потребитель» и «производитель» относительно свободны друг от друга: первый не влияет на предложение, второй не диктует спрос. Механизм «продажи» текста здесь еще не сложился, тогда как эффективность его репрезентации, не связанная с затратным риском, во много раз превосходит эффективность публикации на бумаге (подразумевающей необходимость экономической и моральной окупаемости). Иметь читателя и быть свободным от читателя, — такого даже сам Ленин не предвидел… В отличие от элитарно-массовой литературы «сетература» не втискивается в готовую рыночную модель, а формирует собственный, «внутренний» рынок. Российская экономика может этому лишь позавидовать. А в отличие от экономически независимой элитарной литературы (хотя мы знаем, как недалеко простирается эта «независимость») сетература абсолютно свободна от эстетических и моральных амбиций, от задачи сохранения «статуса». Таким образом, она оказывается утилитарнее «глянца» и бескорыстнее «серости». Налицо все условия для продуктивного экспериментирования: недаром традиционалисты типа Бондаренко и ренегаты типа Дмитрия Быкова авансом не любят сетературу (новаторов положено не любить), а прагматики типа Дмитрия Кузьмина любят (на будущее сгодится). * * *Конечно, если готово место для эксперимента, это еще не значит, что эксперимент состоялся. Однако и предпосылки чего-то стоят. Как возникли индустриальное и постиндустриальное общество, буржуазная идеология и либерально-рыночная философия — вся эта ересь, в терминах и понятиях которой я стараюсь тут рассуждать? Тоже не сразу. Сперва появилось «место». Условия жизни в cредневековых городах обусловили возникновение класса ремесленников, потом постепенно под них было «подработано» христианство, и затем протестантизм проложил путь экономическому Западному господству. Но между «проповедником бюргерской ереси» Джоном Уиклифом и основоположником социальной психологии рискового предпринимательства и успеха Мартином Лютером прошло 150 лет. Сейчас с поправкой на инфляцию времени все происходит быстрее, так что уже нынешнему поколению мастеров культуры нелишне задуматься о наименее обстреливаемых сторонах баррикад. Колхоз — дело добровольное…
|
Авторы Сборники |
|
Литературный портал МЕГАЛіТ © 1999-2024 Студия «Зина дизайн»