|
|||
Лев Пирогов <levpir@mail.ru> Тенета-2000Часть III. Эссе |
Вводные замечанияКакой я был глупый! Когда сетовал в прошлом выпуске, что в номинации "Критика" нет критики. Оказалось, что она есть, просто большей частью помещена в "Эссе". И это досадно. От равнодушия номинаторов и кураторов Тенет к тому, что где у них лежит (что куда они суют), веет давно не стиранными носками народной самодеятельности. Или, как выразился уважаемый мною Зиновий Гольдберг, большинство уважаемых читателей, слезши с дерева, сразу оказались за компьютером. Откуда взяться серьезному отношению к "сетературе", если она пока что срет под себя? Откуда взяться Инвестору, которым грезит Леонид Делицын (и правильно делает), если такое говно кругом?!! У меня травма. Ухожу, ухожу, ухожу, не надо мне славы, не надо "сетературы"! Пойду вдыхать ночь, чутко внимать дождю, а после — не портить глаза, вовремя ложиться спать, вести здоровый образ жизни и есть зеленые огурцы. В смысле, свежие. Однако от огурцов меня обычно тошнит, и еще я наделен врожденными чувствами ответственности и долга. Так что делать нечего — собираю в путь очередную порцию матюков... Еще более вводные замечанияЭссе — это, кажется, такой не миметический текст, который должен обладать следующими минимальными признаками:
Чистота понимания эссе как жанра в последнее время замутнена вошедшим в моду понятием "non-fiction". Их теперь путают. Для простоты я бы предложил считать нон-фикшн родом письма (наряду с эпосом, лирикой и драмой), а эссе — жанром (подвидом) этого рода. Это, конечно, несколько механистично, поскольку нон-фикшн сам стремится к категоризации в области чистого жанра. Но укоренившаяся в мозгах родовая литературная триада давно должна быть как следует (и такие попытки предпринимаются) пересмотрена. Обоснование нон-фикшн в качестве рода литературы — тема отдельной диссертации; не забудьте, пожалуйста, копирайт (мой). У нас с читателем сегодня другие задачи. Пожалуюсь лишь, что эта путаница сослужила дурную службу нашему маленькому "Дамбаю", который будучи 100-процентным нон-фикшн, оказался за неимением нужной номинации номинирован в "рассказы". Забавно как раз то, что номинатор спрашивал, не стоит ли номинировать его в "эссе". Очевидно, он испытывал те же рефлексии, что и я. Люди потом еще советовали засунуть "Дамбай" в юмор, демонстрируя гораздо менее развитую литературоведческую интуицию, но тоже ощущая нервозность жанровой обстановки. (Кстати, этот нон-фикшн совершенно неверно обозначен как мой текст. Он был написан в два локтя и четыре руки совместно с А. В. Колотилиным — для утилитарных целей. Затем я вывесил его на ObsErvere, чтобы позабавить друзей, и он стал доступен хищным Тенетам.) Просто замечанияСобственно, осталось сказать немногое. Методика моей отзывистики будет столь же ущербна, сколь и экономична. Я буду судить представленные на конкурс (и прочитанные мною тексты) с точки зрения соответствия их (заявленному номинаторами) жанру. "Эссеистический лексикон" Юрия Цаплина демонстрирует разницу между эссе и афористикой (к чему и призван). Написанное курсивом отвечает правилам А — Г, но все последующее напоминает, скорее, 16-ю полосу незабвенной "Литературной газеты". Отстой, бишь.
У слова, ясно, есть начало, но не предвидится конца. А шобы вечность не скучала, опубликуюсь слегонца. Человек должен думать не "серым веществом", а какими-то каменными скрижалями, чтобы так не стыдиться сказанного им десять лет назад. Или то, может, Боря просто не в курсе.
|
Авторы Сборники |
|
Литературный портал МЕГАЛіТ © 1999-2024 Студия «Зина дизайн»