ObsЁrver
        Обозрение языковой реальности
   
Лев Пирогов  <levpir@mail.ru>

У черных есть чувство ритма

Помогаем Саканскому

 
     

Сны Тома Сойера

Так уж сложилось в наше, откровенно говоря, непростое время, что римейк стал одним из самых продуктивных и благодатных литературных жанров. Как во времена Плавта и Аристофана, Бена Джонсона и Шекспира - более простые, конечно, но тоже благодатные для римейка!

Да, сейчас мало кто помнит, что не Шекспир был автором историй про Гамлета и Ромео с Джульетой. А если спросить нынешних (во всяком случае, моих) студентов, кто написал "Царя Эдипа", они скажут, что Фрейд. (Но только отличники, конечно). В постсмертеавторскую эпоху важны не новаторские приоритеты, а остроумность интерпретации. И потом, наличие римейка придает истории статус мифа, - по крайней мере, указывает на него.

Жаль, что чистота римейковского жанра нарушена у нас дурацкой концепцией "интертекстуальности". Интертекстуальность придумали закомплексованные хлюпики, которые не верят в возможность собственного слова. Умники, нажравшиеся хуевых книг. Бахтин был очень комплексующий человек. Впрочем, ругать интертекстуальность сегодня не будем, речь пока о другом. О том, что она, эта долбанная интертекстуальность, нарушает интенцию: люди боятся писать чистый римейк. Одни - боясь, что их заподозрят в "постмодернизме", другие - что в отсутствии мысли. Во всяком случае, я что-то не вижу удовлетворительного количества римейков в наше непростое, но столь благоприятное для них время!

Однако дело не совсем из рук вон. Есть Сережа Саканский - современный Шекспир. Алина Маева не даст мне соврать: Сережа - Шекспир, и наши с ним отношения сложились определенным образом. Таким, что он пишет, а ему помогаю, типа. Ткнув сюда, вы узнаете историю создания "Снов Тома Сойера". И немедленно убедитесь, что Сережа наврал в эпиграфе: Лев Пирогов - не поддержал идею, он ее породил. Ну да неважно. Главное - поучаствовать в мифе.

Итак, Том Сойер обожрался паленого виски и стал инвалидом. Голова его шишковата, брюхо отвисло, глаза вытекли. Рядом - миссис Том Сойер с неизменной последней луковицей. Впрочем, с картошкой. Саканский бережно обошелся с замыслом самого Марка Твена, писавшего в дневниках: "Гек приходит домой бог знает, откуда. Ему шестьдесят лет, спятил с ума. Воображает, что он все тот же мальчишка, ищет в толпе Тома, Бекки, других. Из скитаний по свету возвращается шестидесятилетний Том, встречается с Геком. Оба разбиты, отчаялись, жизнь не удалась. Все, что они любили, что считали прекрасным, ничего этого уже нет. Умирают".

Это, правда, не соответствует первоначальному замыслу, согласно которому "пока Том ля-ля с Беккой в чистоте подросткового онанизма, Гек ее вполне по-взрослому ля-ля, а негр Джим подглядывает за ними в щелку" (см. в гостевой книге). Но все равно неплохо. История с разведением тяжеловозов интертекстуализирует нас к полковнику Селлерсу из "Позолоченного века", а парный к Геку Чук-Чингачгук вообще достоин отдельного романа. Кстати, весьма мастерски Саканский сделал Чингачгука не делаваром. Это справедливо по двум причинам: во-первых неточность оспаривает общепринятую версию сразу с двух позиций: апокрифа и анти-апокрифа (в этом случае апокрифом по отношению к "реальной" истории становится мифологизированная массовым сознанием история Фенимора Купера). Во-вторых, на момент Томова детства делавары уже не водились (а на Юге, где жили Том с Геком, они не водились вовсе).

Да и не мог Том быть "делаваром"! Он же лох, что явственно следует из тяжеловозистого родства с Селлерсом. Впрочем, хвалить рассказ мы будем, может быть, позже. Пока нашей задачей является участие в его написании, - ради этого, думаю, Сергей и затеял проект "рассказы он-лайн". Так что перехожу к претензиям.

Сережа! Где негры? Мы с тобой договаривались, чтобы Джим, подсматривающий в щелку, был вудуистом. Американскому Югу, описанному в литературе, так недостает всех этих милых примет: вудуизма, госпелов, спиричуэлсов. Самому Твену было на них посрать. Для него вообще Юг сводился к Реке, и поэтому Твен страдал неполнотой зрения, сродни той, что была у Венички Ерофеева http://guelman.ru/slava/postmod/5.htm;>(см. об этом у Курицына). Только тот был вытянут вдоль железной дороги. И потому тоже обладал дефектом зрения: Кремля не видел.

Истинные любители Юга все были бабами. Но ни Бичер-Стоу, ни Митчел не предвидели рэпа и регги (хотя Митчел уже могла б) и не описали нам их волнительные истоки.

Еще одна мучительная лакуна в творчестве Марка Твена нуждается в заполнении: Гражданская война в США. Клеменс пересидел ее на Западе (если это можно назвать "пересидел") и почти про нее не писал. А жаль. Ведь в образовании негритянского извода Западной метакультуры (секс, наркотики, баскетбол) Гражданская война Севера и Юга тоже имеет значение.

Тут надо в добрых традициях наших с Саканским лит-отношений забить на его рассказ и сходить за дровами в другое место. "Унесенные ветром и поющие в крыжовнике" - вот моя любимая книга. "Только не бросайте в терновый куст!" - (с) Братец Кролик, хижина дяди Тома. Интертекстуальность, да. Нас всех учили, что северяне - хорошие, а конфедераты плохие, потому что так думали Маркс и Энгельс, и потому что так написано в "Таинственном острове" у Жюль-Верна. А лично я симпатизирую Югу, потому что "один южанин стоит десятерых янки", и история Гражданской войны это утверждение подтверждает. Маргарет Митчелл не только обрисовывает сей факт, но и проливает мочу на роль войны в формировании афро-американской культуры.

"У черных есть чувство ритма, у белых есть чувство вины", - пел ББГ виновато. Что он имел в виду? Что, дескать, есть закон о расовой дискриминации. Если четверо ниггеров пиздят в метро белого, а тот, отмахиваясь собьет с одного из обидчиков бейсболку, его будут судить. Потом, негры не любят работать, мотивируя это тем, что правительство США должно им вэлфер за насильственный вывоз из Африки. В свободное от работы время они тренируются бросать мячик, танцевать и петь песни. Этакий брахманизм: американские черные - каста не расовая, а культурная.

Рэп ("рассерженное бормотание", "выговор", если не ошибаюсь) - тоже результат экстраафриканской обиды. На первый взгляд. А на второй - нет. Нынешний афро-американский феномен (и политически, и культурно) сложился не в 17-м веке. Та история закончилась блюзом. Рэпом мы обязаны Гражданской войне и Реконструкции Юга. Вкратце ситуация такова: вырванные из уютного африканского лона негры к середине 19-го века более-менее адаптировались в новых условиях. Быть в рабстве было для них, как для нас быть в армии: да, хуево, и иногда могут убить, но - во-первых, ты при деле, во-вторых, тебе всегда объяснят, как и для чего жить, в-третьих, не нужно заботиться о хлебе насущном. Будучи освобождены, негры утратили уютное детство во второй раз. Плантаторы о них больше не заботятся, а северянам они, строго говоря, похую. Короче говоря, наебали.

Историю с негритянским освобождением легко представить себе на примере советского богоспасаемого народа. Он тоже наловчился было жить при коммунистах, а демократы, поманив свободой, забыли придать к ней денег и побольше бесплатной водки. В результате - Чубайс-вор, а что, спрашивается, он украл? Все равно виноват. Следовало бы помнить, что пролетариям нечего терять, кроме своих цепей, поэтому тот, кто отбирает у них цепи - отбирает последнее. Русские демократы не поняли своего народа и обидели его, как негров - американские республиканцы.

Генетически Том Сойер Саканского готов поучаствовать в Гражданской войне, например так, как это делал полковник Селлерс (на стороне южан, конечно). И не например, а именно так! Или как Вашингтон Хокинс. Напомню, что когда тот был взят в плен, командир северян пообщался с пленным и решил, что причинит вражеской армии гораздо больше ущерба, отпустив Хокинса на свободу. А история с изобретенной Селлерсом "воздушной мины" прямо-таки просится на перо! Впрочем, она уже и написана.

Когда пишешь римейк - это важно: помнить, что уже написано. Иначе можно замучиться комплексом совершенства и стать Пьером Менаром, автором "Дон-Кихота".

В общем, рассказ у нас будет хороший. Мировые литература и история нуждаются в исправлении. Думаю, благодаря участию Тома Сойера в войне Севера с Югом, южане победят, и мудаки с Таинственного острова не дождутся радостного известия "северяне победили", и ихний мастеровитый негр Ноб не станет губернатором Арканзаса. Гек пролоббирует из Петербурга невизит русской эскадры в Сан-Франциско, французы с англичанами поддержат Конфедерацию, долина Потомака будет засеяна хлопком, и некому станет наши танкеры арестовывать в Персидском заливе!

А Форреста Гампа все равно назовут "Форрест", но уже только в честь ратных заслуг бравого кавалериста. И Конан Дойл не напишет рассказ "Шесть зернышек апельсина".


 
11 апреля 2000 года

     

Авторы

Сборники

 

Литературный портал МЕГАЛіТ © 1999-2024 Студия «Зина дизайн»